Подходы к оценке качества программных систем, страница 6

10.3.2. Уровни зрелости процесса программной инженерии

Пять уровней зрелости СММ, ассоциированных с КРА, представлены на ри­сунке 10.8. Надпись на стрелке указывает уровень достигнутой мощности процес­са, который официально утверждается организацией на каждой ступени модели зрелости. Названия уровней зрелости отражают сущность изменений в основном процессе программной инженерии.

Уровень зрелости определяет проблемы, которые преобладают на этом уровне. Например, на уровне 1 основная проблема касается управления, а осталь­ные проблемы скрыты из-за сложности планирования и управления программными проектами.

Каждый уровень образует фундамент для эффективной реализации процес­сов на последующих уровнях. Пропуск уровней противоестественен. Организации могут с успехом использовать (внедрять) направления процесса, описанные на вы­шележащих уровнях, находясь при этом на более низком уровне. Однако, направ­ления, не отнесенные к, но применяемые на нижележащих уровнях, не могут в полной мере раскрыть свой потенциал, пока не будет создан соответствующий фундамент на нижних уровнях СММ.

Таким образом, СММ идентифицирует уровни, через которые организация должна эволюционировать для утверждения культуры программной инженерии. Организации, находящиеся на 1 уровне и пытающиеся создать фиксированный процесс (уровень 3), не создав перед тем повторяемый процесс (уровень 2), обычно не достигают успеха, поскольку менеджеры проекта больше всего озабочены про­блемами сроков и стоимости проекта. Это основная причина, по которой нужно сначала усовершенствовать процесс управления, а затем процессы собственно ин­женерии. Может показаться, что определить и реализовать процесс инженерии легче, чем процесс управления (особенно с точки зрения разработчика), но без дис­циплины управления процесс инженерии неминуемо скатится к проблемам сроков и стоимости. Способность организации осуществлять деятельность по направлени­ям, ассоциированным с высшими уровнями зрелости, не дает ей права «пересту­пать» через уровни зрелости.

КРА сгруппированы по уровням зрелости таким образом, что каждое КРА всегда относится только к одному уровню СММ. Хотя в организации, находящей­ся на определенном уровне зрелости, могут выполняться процедуры в рамках на­правлений, относящихся к другим уровням зрелости, - заключение о том, какой уровень зрелости занимает организация, делается только по КРА, соответствую­щим данному уровню.

Пути достижения целей КРА могут быть различны в разных проектах из-за различий в проблемных областях или средах. Несмотря на это все цели направления должны быть достигнуты для того, чтобы организация преуспела по данному на­правлению. Когда цели направления достигаются безусловно по всем проектам в организации, можно считать, что это направление имеет статус официально утвер­жденного, а соответствующие процедуры процесса внедрены во все проекты орга­низации.

Приставка «ключевой» говорит о том, что существуют и другие направления процесса, которые хотя и влияют на его результативность, но не являются ключе­выми для достижения уровня зрелости. Ключевые направления определены SEI по результатам многолетнего опыта программной инженерии и управления и пятилет­него опыта аналитического и экспертного оценивания процесса программной ин­женерии.

Каждый уровень зрелости, за исключением первого, может быть декомпози­рован на составные части (рисунок 10.9).

Каждое направление представлено пятью разделами, а каждый раздел опре­деляет перечень рекомендуемых практических действий (приемов, процедур). При выполнении всех рекомендуемых действий достигаются цели, которые являются приоритетными для соответствующего ключевого направления процесса (считают­ся важными для расширения возможностей процесса).

Раздел КРА касается одного аспекта проблем, связанных с выполнением со­ответствующего участка процесса. В СММ выделены следующие пять разделов КРА [19]:

•  административные меры. В этом разделе описаны действия, которые должна предпринять организация, чтобы обеспечить пуск процесса и его стабиль­ность. Административные меры обычно касаются формирования политики и обес­печения финансовой поддержки;

•  необходимые предпосылки. В этом разделе описаны условия, которые должны быть созданы в рамках организации или проекта для обеспечения готовно­сти процесса (необходимые ресурсы, организационные структуры и система обу­чения);

•  выполняемые процедуры. В этом разделе описаны правила и процедуры, которые необходимо соблюдать для успешной реализации соответствующего уча­стка процесса. К числу таких процедур обычно относят разработку планов и про­цедур, выполнение технологических операций, а также действия  по проверке (трассировке) и необходимой корректировке;

•  измерение и анализ. В разделе описаны требования к проведению изме­рений в ходе процесса и анализа полученных результатов измерений, а также при­ведены примеры обычно собираемых данных (показателей), необходимых для оп­ределения состояния и эффективности процесса. Ключевые процедуры этого раз­дела описывают основные приемы измерений, необходимых для определения со­стояния работ по ключевым процедурам, представленным в разделе «выполняемые процедуры». Примеры предлагаемых метрик приводятся в качестве дополнитель­ной информации, поскольку в разных средах проектов могут требоваться разные
метрики и подходы к измерению;

•  проведение проверки. В разделе описаны меры, предпринимаемые для проверки соответствия выполняемых действий требованиям существующего про­цесса. К методам проверки обычно относят обзоры и аудиторские проверки (реви­зии) в ходе управления и обеспечения гарантии качества ПС. В этот раздел входят

ключевые процедуры, касающиеся контроля со стороны руководства организации и руководства проекта, а также каких либо действий по проверке надлежащего вы­полнения ключевых процедур со стороны группы качества или других групп.

Только те практические действия, которые приводятся в разделе «выполняе­мые процедуры», непосредственно ассоциируются с представлением о практиче­ских возможностях процесса. Действия же, перечисляемые во всех остальных раз­делах, в целом образуют основу для их проведения в жизнь (внедрения).