Подходы к оценке качества программных систем, страница 9

5)          полученные суммарные оценки проектов в процентах по каждому направлению заносятся в итоговый отчет по форме, представленной в таблице 10.7.

6) для расчета уровня зрелости Lзр организации применяется формула:

где КРА, - полученные суммарные оценки проектов в процентах.



10.4. Сертификация систем управления качеством

10.4.1.Стандарты для построения и проверки систем управления качест­вом

Под системой качества любого предприятия (организации) понимается со­вокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для улучшения качества производимой продукции и предоставляемых услуг[24].

Побудительными причинами создания системы качества могут послужить [25]:

•  факторы государственного регулирования (необходимость лицензирова­ния подтверждения производителем современного научно-технического уровня);

•  факторы гражданско-правовых отношений (необходимость получения госзаказа субподрядов и соответствия условиям тендеров);

•  факторы рыночного регулирования (требования сертификации системы качества, необходимость обеспечения стабильности поставок, подтверждения ус­тойчивости организации (прежде всего в части рисков, связанных с качеством и безопасностью продукции));

•  желание совершенствовать модель бизнеса (устранить «скрытое» произ­водство (переделки продуктов), предупредить поступление претензий и жалоб по­требителей, реструктурировать управление организацией (улучшить управляе­мость, изменить роль высшего руководства, вовлечь персонал в дело обеспечения качества всех процессов и др.);

•  необходимость продемонстрировать финансовую привлекательность и надежность (получить кредиты, создать совместные предприятия и др.).

Сфера действия системы качества определяется ее моделью. Система качест­ва организации может охватывать все стадии ЖЦ продукции или только их часть. Выбор модели системы качества должен осуществляться на основе рекомендации стандартов серии ISO 9000. Эти стандарты сгруппированы таким образом, что под­держивают построение трех различных моделей системы качества и соответствен­но трех схем их сертификации.

Стандарт ISO9001 используется в тех случаях, когда соответствие установ­ленным требованиям к качеству должно обеспечиваться в процессах проектирова­ния разработки, производства, монтажа и обслуживания (то есть во всех основных процессах ЖЦ). Стандарт представляет базовую модель системы качества.

Стандарт ISO9002 используется в ситуациях, когда соответствие установ­ленным требованиям к качеству должно поддерживаться только в процессах про­изводства, монтажа и обслуживания продукции. Он представляет модель системы качества, обеспечивающей качество при производстве и испытаниях продукции, а также ее установке у потребителя.

Стандарт ISO9003 можно использовать тогда, когда достаточно обеспечить соответствие установленным требованиям к качеству лишь в процессе испытании готовой продукции у потребителя.

Таким образом, стандарт ISO 9001 наиболее полный и фактически включает в себя требования стандарта ISO 9002, а тот, в свою очередь, - требования стандар­та ISO 9003.

Стандарт ISO9004 может использоваться как методическое пособие по по­строению систем качества, поскольку содержит рекомендуемую структуру систе­мы качества, характеристики ее основных функциональных элементов, определен­ные требования к организационной структуре, составу и содержанию данных, ко­торые должны или могут применяться в системе качества. В нем также рассматри­ваются экономические аспекты качества, различные виды расходов и статьи затрат на качество, а также даются указания по проведению внутренних проверок (ауди­тов) качества, позволяющих руководству организации оценить степень готовности своих подразделений к стабильной поставке продукции, отвечающей требованиям спецификаций, стандартов и ожиданиям потребителей. Но этот стандарт приме­ним, прежде всего, для решения задач в области внутреннего обеспечения качества и не используется для целей сертификации.

Все упомянутые выше стандарты были приняты ISO еще в 1994 году, час­тично устарели, однако продолжают действовать до 2004 года.

Взамен совокупности стандартов ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003 принята но­вая редакция стандарта ISO 9001 2000 года (и соответственно новая редакция стан­дарта ДСТУ ISO 9001 (2001 года) [26]), которой и должны руководствоваться ор­ганизации, не имеющие ранее сертифицированных систем качества. Это же касает­ся и стандарта ISO 9004 (ДСТУ ISO 9004 [27]).

Нужно отметить, что ISO не только реструктурировала серию стандартов 9000, но и пересмотрела общую часть их названия. Теперь это стандарты не для «систем качества» (quality systems), а для «систем управления качеством» (quality management systems). Это еще раз подчеркивает важность такого аспекта качества, как достижение высших целей организации - «удовлетворение потребностей по­требителя относительно качества продукции» - а не просто обеспечение «соответ­ствия продукции установленным требованиям к качеству» (см. отличие определе­ний процессов «обеспечение гарантии качества» и «управление качеством» в нача­ле главы 4).

Стандарты ISO 9001 и ISO 9004 версии 2000 года разработаны как согласо­ванная пара дополняющих друг друга стандартов на системы управления качест­вом.

ISO 9001:2000 устанавливает требования к системе управления качеством, которые предназначены для внутреннего применения организациями в целях сер­тификации или заключения договоров (контрактов). Он формулирует минималь­ный набор условий, которым должна удовлетворять система управления качеством, обеспечивающая гарантии выпуска продукции, отвечающей установленным требо­ваниям и чаяниям потребителей.

ISO 9004:2000 предоставляет руководство по внедрению и применению сис­темы управления качеством для совершенствования работы организации в целом. Методические указания охватывают создание, функционирование, поддержание в рабочем состоянии и постоянное улучшение системы управления качеством.

Структура и содержание новых стандартов изменены. Теперь они соответст­вуют принятому процессо-ориентированному подходу к созданию продукции.