Подходы к оценке качества программных систем, страница 10

  Кроме процессов, непосредственно касающихся выпуска продукции, в стандартах явно выделены процессы измерения, проверки (анализа, аудита) и совершенство­вания, как продукции, так и самой системы управления качеством, а также процес­сы управления ресурсами, включая трудовые ресурсы. Кроме того, отмечается усиление роли высшего руководства организации в развитии и улучшении системы управления качеством.

При построении систем управления качеством ПС организации-разработчики должны руководствоваться стандартами ДСТУ ISO 9001:2001 и ДСТУ ISO 9004:2001, а также могут использовать не упоминавшийся ранее стандарт ДСТУ ISO 9000-3 1998 года [28], содержащий руководство по применению стандарта ДСТУ ISO 9001:1995 при разработке, поставке и обслуживании программных средств.

Стандарт ISO 9000-3:1997 имеет перекрестные ссылки на ISO/IEC 12207:1995, что позволяет совместно использовать ДСТУ ISO 9000-3:1998 и ДСТУ 3918 [29] (гармонизированный с ISO/IEC 12207:1995).

Проверка систем качества регулируется стандартами ДСТУ ISO 10011:1997 (части 1, 2, 3). В них содержатся требования к процедурам проверки, квалификации аудиторов систем качества, а также управлению программой проверок.

Достаточно полный обзор и рекомендации по применению стандартов ISO для создания систем управления качеством программной продукции можно найти в книге В.В. Липаева «Обеспечение качества программных средств. Методы и стан­дарты» [30].

10.4.2. Сертификация программных продуктов и систем управления ка­чеством

Сертификация - это эффективный механизм обеспечения гарантии соответ­ствия продуктов, технологий, используемых для их создания, а также системы управления качеством требованиям нормативно-методической базы качества про­дукции. Основные понятия в области сертификации продукции изложены в стан­дарте ДСТУ 2464 [31].

Сертификация выполняется аккредитованными независимыми Органами сертификации, которые призваны подтверждать, что продукция, выпускаемая предприятием (организацией), отвечает обязательным требованиям нормативных документов, а все технические административные и человеческие факторы, влияющие на ее качество, находятся под постоянным контролем. Результаты сер­тификации оформляются сертификатом.

Сертификация системы качества проводится в соответствии с ДСТУ 3419-96 [32], заключается в сравнение фактической информации о системе качества пред­приятия (организации) с выбранной моделью системы качества и может выпол­няться по инициативе Заявителя или по решению Органа сертификации продук­ции.

Цели сертификации могут быть разными:

• получение независимой оценки состояния системы качества для обеспе­чения внутренней уверенности в способности предприятия стабильно обеспечи­вать выпуск продукции, отвечающей установленным требованиям;

•  получение сертификата соответствия как средства повышения доверия к предприятию со стороны потребителей и расширения рынков сбыта продукции (услуг);

•  получение сертификата соответствия по требованию конкретного по­требителя для повышения его уверенности в способности предприятия стабильно выполнять условия договора.

Продолжительность подготовки к сертификации составляет в среднем один-два года и зависит от множества факторов, основными из которых являются:

•  уровень управления качеством на предприятии к моменту начала подго­товки к сертификации (традиции в области управления качеством, уровень подго­товки персонала, уровень взаимопонимания в отношениях с партнерами и т.д.);

•  отношение руководства организации к вопросу управления качеством;

•     наличие аттестованных специалистов по сертификации систем качества.
Время на разработку и внедрение системы качества можно сократить, если

подготовить несколько экспертов по сертификации системы качества из числа ру­ководящих работников организации, а также группу экспертов по внутренним про­веркам системы качества.

Последовательность шагов процесса сертификации системы качества указана ниже петитом [25].

1.  Заявитель подает в Орган сертификации обращение о намерении сертифицировать систе­му качества.

2.  Орган сертификации регистрирует заявку и уведомляет заявителя о ее принятии и услови­ях начала работы.

3.  Заявитель оплачивает регистрационный взнос.

4.  Орган сертификации регистрирует копию платежного поручения об оплате регистрацион­ного взноса, уведомляет Заявителя о произведенной оплате и дает «добро» на начало работ.

5.  Орган сертификации направляет Заявителю следующие документы: Форма декларации- заявки, Комплект исходных форм   документов, Перечень документов, необходимых для предвари­тельной оценки системы качества.

6.  Заявитель предоставляет следующие документы: Декларация-заявка, Политика в области качества, Руководство по качеству, Анкета-вопросник (заполненная форма), Исходные данные для предварительной оценки производства (заполненная форма),     Структурная схема организации, Структурная схема службы качества, Перечень документов системы качества.

7.Дополнительно Орган сертификации может запросить: Стандарт предприятия «Управ­ление документацией», Стандарт предприятия «Внутренние проверки системы качества».

8.  Орган сертификации проводит анализ комплектности представленной документации.

9.  Орган сертификации уведомляет Заявителя о принятии заказа на сертификацию или об отказе в принятии заказа на сертификацию (в последнем случае - возврат к шагу 1).

10.  Орган сертификации оформляет договор на проведение предварительной оценки системы качества.

II.  Стороны подписывают договор и Заявитель производит оплату услуг Органа сертифика­ции.

12.  Орган сертификации назначает главного эксперта и формирует комиссию

13.  Комиссия выполняет анализ системы качества Заявителя по представленным исходным
документам и материалам.

14.  Комиссия составляет заключение по результатам предварительной оценки. В случае отри­цательного заключения - возврат к шагу 1).

15.  Орган сертификации оформляет договор на проведение второго этапа сертификации.

16.  Стороны подписывают договор и Заявитель производит оплату услуг.

17.  Комиссия разрабатывает программу проверки.

18.  Комиссия проводит проверку.