Ознакомление с программой для графического дизайна CorelDraw 11, страница 10

Interactive Mesh Fill Tool. Так называемая заливка сеткой. Очень интересный инструмент с достаточно сложным механизмом использования. Позволяет разбить объект на участки, задаваемые накладываемой на него сеткой. Наложить заливку можно, как обычно, выделив объект, затем щелкнув по инструменту заливки. Для каждой точки пересечения строк и столбцов этой сетки можно задать свой собственный цвет, которым будет выполнена заливка с градиентным переходом к цвету соседних точек. Таким образом, можно получить пятнистый объект, пятна на котором будут иметь размытые границы. При этом можно, настраивая сетку, получать практически любые формы закрашиваемых областей. Все это вместе – эффект, которого довольно сложно добиться другими методами. Процесс настройки формы сетки достаточно трудоемкий и напоминает процесс изгибания кривых, о котором будет рассказано немного ниже. Пока же отметим, что щелчком по любой точке сетки вокруг выделенной точки появляются маленькие квадратики. Именно их положение определяет степень изогнутости линий сетки. Перемещаются они, как обычно, левой кнопкой мыши. Кстати, ширина градиентного перехода определяется расстоянием между граничными точками, следовательно, частотой линий в сетке, настроить которую можно с панели свойств, изменяя значения в соответствующих полях, маркированных вертикальными и горизонтальными полосками.

Преобразование линий. Теперь перейдем к наиболее сложной для освоения части возможностей Corel Draw – инструментах преобразования и искажения линий.

Shape tool. Для начала отметим, что в CorelDraw различаются два типа линий – кривые и прямые, для обработки которых доступны соответствующие инструменты. Преобразование линии из прямой в кривую не повлечет за собой никаких видимых ее изменений, однако обратное преобразование равносильно простому замыканию начала и конца линии прямым отрезком, другими словами, вы потеряете все преобразования формы линии. В дальнейшем для простоты восприятия информации будем именовать прямую линию просто прямой, а кривую линию – просто кривой. Итак, чтобы опробовать инструменты преобразования линий, предлагаю вам для начала нарисовать какую-нибудь линию, чем проще – тем лучше, и приготовиться немного потрудиться, так как сейчас мы будем, применяя различные инструменты, нещадно видоизменять ее. Представим, что вы нарисовали прямую, использовав инструмент freehand. Советую сразу изменить ее толщину, чтобы она ясно выделалась на экране, но не делайте ее слишком широкой. Теперь на панели инструментов щелкните по инструменту shape tool, потом выполните щелчок по только что нарисованной линии так, чтобы по видимой поверхности линии отобразился ее пунктирный след, а так же квадратики в начале и конце линии. Заметьте, что квадратик в конце линии больше, чем квадратик в начале, это сделано для того, чтобы вы ясно могли понять, где линия начинается, а где заканчивается, для ряда задач это существенно. Вы можете поменять ориентацию линии, поменять конец с началом и наоборот, выполнив щелчок по кнопке reverse curve direction на панели свойств. Опробуйте это свойство. Если все прошло хорошо, а другого результата просто не может быть, значит можете считать, что с одним из инструментов для преобразования линий вы уже ознакомились. Теперь выполните щелчок мышью на любом месте поверхности линии. Вы увидите точку, которая останется на линии после вашего нажатия. Вместе с этим активизируется несколько кнопок на панели свойств. Щелкните по одной из них, а именно на кнопке с подписью add node. Этим самым вы добавили на линию промежуточную точку, потянув за которую теперь можете сделать линию пилообразной. Заметьте, что при этом она не перестает оставаться прямой, просто состоящей из последовательности прямых отрезков линий. Вы можете удалить промежуточную точку щелчком по кнопке delete node. При этом, если вы изменяли положение промежуточной точки после ее создания, все изменения будут аннулированы, линия снова станет прямой. Сейчас для продолжения обучения преобразованию линий задайте на ней три промежуточные точки в разных ее местах, но не перемещайте их после создания. Теперь линия наша состоит из четырех отрезков, каждый из которых имеет свое начало и конец, причем для промежуточных отрезков начало одного связанно с концом предыдущего. Отметим, что изменение ориентации всей линии в целом приведет к изменению ориентации каждого из составляющих ее отрезков. Теперь научимся разбивать кривую на части. Для этого щелкните по одной из промежуточных точек линии, чтобы выделить ее. После этого выполните щелчок на кнопке break apart, расположенной на панели свойств. Этим самым вы разделили конец и начало двух отрезков линии, сделав их положение взаимно не зависимым. Проверьте этот факт, переместив точку, для которой выполняли разбиение. Вы увидите, что на линии появился разрыв. Однако обе видимо разорванные части линии все еще продолжают оставаться частью единого целого, в чем можно легко убедиться, попытавшись переместить одну из двух частей линии, оставив положение второй без изменений. Обратить преобразование на данном этапе возможно: удерживая клавишу shift выделить обе точки, в которых было выполнено разъединение, и щелкнуть по кнопке join two nodes. Это действие снова соединит отрезки между собой. Отметим, что перед соединением начало одного из них и конец другого будут сдвинуты по направлению друг к другу. Однако не нужно прямо сейчас объединять с таким трудом разделенные отрезки. Чтобы окончательно разделить линию на независимые части, выделите одну из промежуточных точек, принадлежащих отделяемой части, и выполните щелчок по кнопке extract subpath. Убедитесь в том, что отделение прошло успешно, переместив отделенный кусок в другой участок макета. Теперь, верните предыдущие преобразования назад при помощи функции undo из вкладки главного меню edit. Оставьте все так, как было до начала выполнения преобразования break apart. С этого момента у нас больше нет необходимости разбивать линию на части, мы будем работать со всей линией целиком, однако выполнить разбиение можно в любой момент, более того, одну и ту же линию можно разбивать бесконечное количество раз на бесконечное количество кусков. Сейчас мы приступим к работе с кривыми. Для начала надо получить кривую, что мы сделаем, выделив конечную точку любого промежуточного отрезка линии и щелкнув по кнопке convert line to curve на панели свойств. Давайте аккуратно разберемся со всеми обозначениями, которые были нанесены на линию после выполнения этого преобразования. На линию добавились: два пунктирных отрезка, исходящих из концов той части линии, которую мы преобразовали в кривую, к его середине, и квадратик на конце каждого из них, называемый маркером. Попробуйте схватить мышью один из этих квадратиков и оттянуть его в сторону. Вы увидите, как линия на ваших глазах становиться изогнутой. Отклонение направления маркера от направления кривой определяет направления изгиба линии, а его расстояние от связанного с ним конца кривой – степень кривизны. Поэкспериментируйте с изгибом кривого отрезка лини, подобные операции, наверняка, вам придется проделывать достаточно часто. Обратите внимание, что кривую вы всегда сможете преобразовать обратно в прямую, выделив конечную точку преобразуемого кривого отрезка и щелкнув по кнопке convert curve to line на панели свойств. При этом все преобразования кривизны будут потеряны. Теперь обратим внимание на форму получаемой кривой. Как видите, в точках окончания кривого отрезка линии появляются ярко выраженные углы, что свидетельствует о том, что кривая скачкообразно переходит в прямую. Избежать этого эффекта и добить плавного перехода из кривой в прямую можно, использовав функцию сглаженного искажения, активизируемую кнопкой make node smooth на панели свойств. Эта функция, при изменении кривизны отрезка линии изменяет не только преобразуемый отрезок, но и соседние с ним. Преобразование кривизны в конечной точке одного отрезка соответствующим образом изменит кривизну начальной точки следующего отрезка. Однако не торопитесь применять вышеописанную функцию, сначала вспомните, что мы сделали: мы преобразовали лишь один отрезок линии в кривую, а все остальные остались прямыми, следовательно, для них преобразование кривизны невозможно. Следовательно, если вы попытаетесь использовать сглаженное искажение прямо сейчас, то в результате добьетесь только полного распрямления кривой, как будто никаких преобразований кривизны и не было вовсе. Что опробовать функцию make node smooth, для начала преобразуйте в кривые те отрезки, которые соединены с преобразуемым в точках, для которых выполняется преобразование кривизны. Как видите, все довольно просто. Обратите внимание, что в точке стыка двух кривых появляется два маркера кривизны, по одному для точки конца и точки начала этих двух отрезков. Заметим, что направление кривизны в точке конца одного отрезка всегда будет противоположно направлению кривизны в точке начала связанного с ним отрезка, за счет чего и достигается эффект плавного перехода кривых линий одна в другую. Однако степень кривизны можно изменить, перетаскивая соответствующие маркеры, которые являются независимыми друг от друга. Если вам нужно избавиться от плавности перехода кривых, отмените функцию сглаживания, щелкнув по кнопке make node a cusp, расположенной на панели задач. Этот режим преобразования кривых является именно тем, что был активен изначально, убедитесь в этом,  попробовав сейчас изменять направление кривизны, потянув за один из двух маркеров. Как видите, теперь маркеры кривизны полностью независимы для конца одного отрезка и начала другого, и если они не лежат на одной линии с точкой соединения этих отрезков, переход кривых одна в другую будет выполнен скачком. Как можно заметить, есть еще один режим преобразования кривизны, активизируемый кнопкой make node symmetrical. В этом режиме переход между соседними кривыми будет не только гладким, но и степень кривизны слева и справа от точки соединения кривых будет одинакова. Другими словами, маркеры кривизны для конца одного отрезки и начала другого будут полностью зависимы друг от друга. Ну вот, пожалуй, основные инструмента shape tool мы рассмотрели, теперь вкратце остановимся на остальных: stretch and scale nodes позволяет сжимать и растягивать отдельные отрезки кривой; rotate and skew nodes позволяет поворачивать отрезки кривой на заданный угол; auto close curve позволяет автоматически соединить начальную и конечную точки кривой, создав тем самым замкнутую фигуру; select all nodes позволяет одним нажатием выделить сразу все промежуточные точки линии; elastic mode, будучи активным, при перемещении одного из участков кривой выполняет автоматическое преобразование кривизны соседних с ним участков. С прочими немногими функциями инструмента мы предлагаем вам ознакомиться самостоятельно.