Исследования и оценка параметров надежности и безотказности автомобилей: Лабораторные работы. Часть ІІІ (Примеры выполнения работ), страница 8

2. Определяем возможные виды отказов отдельных элементов и заполняем графу 3 табл. 12.2. (для упрощения анализа в таблице указываем только те отказы, которые являются наиболее характерными для рассматриваемых элементов).

3. Определяем функции, выполняемые элементами, степень влияния отказов элементов на  функционирование автомобиля и заполняем графы 4…6 табл.12.2.                                                                                                                                                            При этом в строке, соответствующей рассматриваемому виду отказа, записывают ноль, если при данном виде отказа элемента автомобиль не выполняет соответствующей функции, и единицы, если данный вид отказа не влияет на выполнение этой функции.

4.Производим анализ статистических значений показателей безотказности элементов и заполняем графы 7 и 8 табл. 12.2.

5.Производим расчет вероятности безотказного выполнения i-й функции за наработку liс учетом степеней влияния отказов:

,                     

где li — наработка i-й функции при выполнении задания;

Pj(li) — вероятность безотказной работы j-го элемента за наработку li ;

 — вероятность отказа j-го элемента по ν  виду отказа за наработку li ;

                      

m— общее число элементов в функциональной группе, подгруппе или общее число элементов автомобиля;

Кj — число видов отказа j-го элемента.

Суммирование по элементам и видам отказов производится только по тем строкам таблицы, для которых степень влияния отказа принята за единицу.

Рзап(li)=0,99995·0,9998·[1 - 5·(0.0001/0,9999)+(0,0002/0,9998)]=0,9986;

Рраб(li)=0,9997·0.9980 ·0,9970 ·0,9971 ·0,9989 ·0,9983 ·0,9997=0,9890;

Рторм(li)=0,9998·0,9981·0,9990·0,9989·0,9999·[1- (0,0002/0,9998 )+ +(0,0019/0,9981 )+ (0,0010/0,9990 )+ (0,0011/0,9989 )+ (0,0001/0,9999)]=0,9957·[1-(0,0002+0,0019+ 0.0010+ 0,0011+.0,0001)]= =0,9871

          Результаты расчета заносим в таблицу 12.1

6.  Производим расчет вероятности безотказной работы дизеля за наработку 13, соответствующую выполнению задания в целом:

                  

где P(lз)— вероятность безотказной работы j-го элемента за наработку l3;

 — вероятность отказа j-го элемента по ν виду отказа за наработку lз;

 — вероятность отказа j-го элемента по ν виду отказа за наработку li (сумма значений наработок по тем функциям, которым в строке с индексом j и ν при отсчете справа налево, начиная с S-го столбца, соответствуют единицы до появления первого нуля);

                                              =                                

Сi — коэффициент, учитывающий время работы автомобиля при выполнении i-й функции. Принимаем Сз=0,15; Ср= 0,65; Ст=0,2;

Pj(lз-l∑i) —  вероятность безотказной работы j-го элемента за наработку (lз-l∑i):

Pj(lз-l∑i)=1 -                         

              Полученные значения  и Pj(lз-l∑i) заносим в таблицу 12.1

Р(lз)= 0,9997·0,9990·0,9970·0,9971·0,9989·0,9983·0,9997·{1- [(0,0003/ 0,9997+ +0,0010/ 0,9990+0,0030/ 0,9970+0,0029/ 0,9971+0,0011/ 0,9989+0,0017/ 0,9983 +0,0003/ 0,9997+ (0,9998·0,000105)/0,9997+(0,9991·0,00015)/0,9990 + +(0,9974·0,00045)/0,9970+(0,9981·0,001015)/0,9971+(0,9986·0,00022)/0,9989+

+(0,9988·0,000595)/0,9983+(0,9998·0,000105)/0,9997]}=0, 9897 · 0,9880=0,9778

Полученное заносим в таблицу 12.1

 7. Выводы:

В результате проведенных анализов и расчетов  спрогнозированы показатели безотказности работы дизеля, за установленную наработку, для режимов:

- запуск  -  Рзап(li) = 0,9986;

- рабочий - Рраб (li ) = 0,9890;

- остановка (торможение) – Рторм (li )= 0,9871 и

- дизель в целом –  Р (lз ) = 0,9778.

 Список литературы

1.  Кузнецов Е. С., Болдин А. П, Власов В. М. и др. Техническая эксплуатация автомобилей. Под. ред. Кузнецова Е. С. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Наука, 2001. – 535 с.

2.  Решетов Д. Н., Иванов А. С., Фадеев В. З. Надежность машин. – М.: Высшая школа, 1988. – 238 с.

3.  Керимов Ф. Ю. Теоретические основы сбора и обработки информации о надежности машин. Учебное пособие. – М.: МАДИ, 1979. – 135. с.

4.  Надежность в технике. Термины и определения. ГОСТ 27.002-83. – М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1983. – 30 с.

5.  Спичкин Г. В., Третьяков А. М., Либин Б. Л. Диагностирование технического состояния автомобилей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:

     Высшая школа, 1983. – 368 с.

6.Труханов В. М. Методы обеспечения надежности изделий машиностроения – М.; Машиностроение, 1995. 304 с.

7. МУ. Надежность в технике. Методы оценки показателей надежности по экспериментальным данным. РД 50 - 690 – 89. - М.: Государственный комитет СССР по управлению  качеством продукции и стандартам, 1990. – 131 с.

 8. ГОСТ 27.301 – 83  Надежность в технике. Прогнозирование надежности изделий при проектировании. Общие требования. – М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 40с

 Геннадий Григорьевич Меньшенин 

ПРАКТИКУМ ПО ОСНОВАМ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ И ДИАГНОСТИКИ

Часть III

Учебное пособие

Редактор _____________________

Темплан  2007г., поз№_______

Лицензия  ИД № 04790 от 18.05.01г.

Подписано в печать ______________. Формат 60×84 (1/16)

Бумага газетная.   Печать офсетная.  Усл. печ. л. 2,67

Уч.-изд. л.2,76.  Тираж 300_.    Заказ _____

Волгоградский государственный технический университет

400131 Волгоград, просп. им  В. И. Ленина, 28

РПК «Политехник» Волгоградского государственного технического университета

400131 Волгоград, ул. Советская, 35