Информационные материалы к государственному экзамену по специальности «Управление качеством», раздел «Всеобщее управление качеством», подраздел «Юридические и нормативные факторы», страница 8

Как видно из приведенного перечня, три соглашения ВТО непосредственно посящены отношениям в сфере качества (Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер), вопросы качества регулируются в Соглашениях, посвященных группам однородной продукции и Генеральных соглашениях. Сферой интересов ВТО являются как общие принципы отношений в сфере качества, так и  особенности, относящиеся к конкретной продукции.

            Соглашения ВТО основываются на двух основных принципах:

1.  Запрет дискриминации импортных товаров на национальных рынках.

Запрет дискриминации реализуется  как режим наиболее благоприятствуемой нации и как национальный режим. Режим наиболее благоприятствуемой нации означает отсутствие дискриминации при таможенной очистке товара, то есть предоставляя преференцию  (режим наибольшего благоприятствования) для товаров одной страны – члена ВТО, страна импортер обязана предоставить такие же преференции однотипным товарам всех других стран – членов ВТО. Принцип национального режима определяет, что после таможенной очистки импортный товар не должен подвергаться дискриминационным мерам на внутреннем рынке по сравнению с аналогичным отечественным товаром.

2. Рыночная эффективность взаимной торговли, которая понимается как предсказуемость и открытость страны для «честного» бизнеса. В частности принцип рыночной эффективности реализуется через режим транспарентности, означающий режим открытости информации о всех планируемых к принятию  и принятых правовых актах, судебных решениях, административных правил, которые касаются оборота товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности, а также через требование единообразного и непредвзятого применения национальных нормативно-правовых актов и правил.

В соответствии с Генеральным соглашением (ГААТ) о тарифах и торговле товарами  принцип запрета дискриминации может быть ограничен в следующих случаях (статьи 20 и 21 ГААТ ):

·  Не применяется к правительственным закупкам;

·  Не применяется к субсидиям, выплачиваемым национальным производителям;

·  Если возникает угроза общественной морали, жизни, здоровью людей, животных, растений, природным ресурсам;

·  При возникновении угрозы безопасности страны;

·  При принятии мер, необходимых для обеспечения соответствия с национальными правовыми актами, совместимыми с ГААТ;

·  При торговле драгоценными металлами и изделиями заключенных.

Систематизация принципов торговли услугами проведена в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), хотя правовое понятие «услуга» в ГАТС не определено. Все услуги в ГАТС распределены по 12 секторам:

·  Деловые:

·  Услуги в области связи;

·  Строительные и инжиниринговые услуги;

·  Дистрибьюторские услуги;

·  Услуги в области образования;

·  Услуги по защите окружающей среды;

·  Финансовые (банковские и страховые) услуги;

·  Услуги в области здравоохранения;

·  Туристические;

·  Транспортные;

·  Прочие.

Каждый сектор разбивается подсектора. Всего насчитывается 155 разновидностей услуг. Важным является классификация способов перемещения услуг:

1.  Трансграничное перемещение без движения потребителей и поставщиков, например почтовые и банковские услуги.

2.  Постоянное перемещение поставщика к потребителю, например путем организации юридических лиц в стране потребителя.

3.  Временное перемещение поставщика услуги для предоставления услуги (для физических лиц), например, чтение цикла лекций зарубежным преподавателем в российском вузе.

4.  Перемещение потребителя в страну, где предоставляется услуга (услуги здрафоохранения, образовательные).

Для одной и той же услуги возможно сочетание различных способов. Регулирование отношений по ГАТС основывается также на применении принципов режима наиболее благоприятствующей нации и национального режима, определенных выше. Так же, как в ГААТ, соглашение по торговле услугами содержит ряд ограничений в применении принципов:

·  При предоставлении услуг по заказам правительства и исполнения государственных полномочий;

·  При необходимости принятия мер безопасности по соображениям общественной морали, общественного порядка, безопасности телекоммуникаций;

·  При защите здоровья и жизни людей, растений и животных;

·  Защиты конфиденциальности личной жизни и счетов;

·  Защиты инвесторов, вкладчиков, держателей страховых полисов;

·  Защиты платежного баланса и обеспечения стабильности финансовой системы;

·  Для обеспечения справедливого и эффективного налогообложения и сбора приямых налогов в отношении услуг или поставщиков услуг других членов ВТО;

·  В результате соглашений об избежании двойного налогообложения;

·  При регулировании трансграничного перемещения, временного или постоянного пребывания физических лиц на своей территории;

·  Предоставления конфиденциальной информации, наносящей ущерб государству или коммерческим интересам определенных предприятий;

·  Поставке услуг для военных целей, относящихся к  производству и обороту расщепляющихся ядерных и термоядерных материалов.

ГАТС рассматривает 2 основных вида ограничений, мешающих свободному обороту услуг:

1.  Количественные - ограничивают долю иностранного поставщика услуги на национальном рынке через принятие соответствующих нормативно – правовых актов, например квотирование количества поставщиков услуг или объемов их оборота, предоставление специальных требований к юридической форме регистрации, ограничение к доступу на рынок через дополнительноые процедуры лицензирования и экспертизы и так далее).

2.  Качественные – ограничивают доступ услуг, не соответствующих по показателям качества и по соображениям благоразумия требованиям, предъявляемым к процедуре оказания услугия, образовательному уровню поставщика услуги и т.д.).

Основным документом, регулирующим отношения стран-членов ВТО в сфере качества, является Соглашение о технических барьерах. Под техническими барьерами (ограничения в торговле и конкуренции) в торговле  понимаются: