Информационные материалы к государственному экзамену по специальности «Управление качеством», раздел «Всеобщее управление качеством», подраздел «Юридические и нормативные факторы», страница 9

·  Не обоснованные требования соответствия импортируемых продукции и услуг определенным стандартам или нормативным актам, действующим исключительно на территории страны – импортера и не гармонизированных с требованиями стандартов других стран и международными стандартами;

·  Процедуры обязательного подтверждения соответствия свойств товаров и услуг (законодательно регламентируемая сертификация).

Члены ВТО обязаны в максимальной степени использовать международные стандарты (ИСО, МЭК и другие) в национальных системах стандартизации, а также устранить мешающие международной торговле процедуры сертификации из национального законодательства.

Основой Соглашения о технических барьерах стала концепция разумного баланса между риском нанесения ущерба от дефектной продукции и дополнительными издержками  производителя  по снижению таких рисков. Необходимо различать три вида технических (нетарифных)  торговых барьеров:

¨  Различие в национальных технических нормах (стандарты, требования, методики) на продукцию, процессы, системы, которые могут быть включены в договора на поставку, но не имеют силу закона.

¨  Различие требований законодательных актов, касающихся качества продукции.

¨  Различие в юридических   и технических процедурах подтверждения соответствия качества.

Пути снижения технических барьеров вытекают из необходимости уменьшения различий (гармонизации) национальных технических и юридических норм, касающихся требований к продукции и порядкам подтверждения соответствия.

Россия стремится стать членом ВТО, поскольку в настоящее время продукция российских производителей не имеет режима благоприятствования на рынках развитых стран. Комиссия ВТО предъявила России ряд претензий в области обеспечения качества продукции, выполнение которых является необходимым условием включения РФ члены ВТО;

¨  Расширение использования международных стандартов в национальной системе стандартизации;

¨  Законодательное введение декларации  изготовителя о соответствии как возможного механизма подтверждения соответствия наряду с сертификацией;

¨  Реализация права выбора изготовителя на схему подтверждения соответствия;

¨  Обеспечение прозрачности деятельности по подтверждению соответствия;

¨   Обеспечение деятельности по подтверждению соответствия на основании общепризнанных международных стандартах.

Для реализации этих требований был принят Федеральный Закон № 154-ФЗ (1998 г.), изменяющий Законодательство РФ по сертификации (введение процедуры Декларации о соответствии). Однако часть противоречий, мешающих вступлению России в ВТО, остается:

1.  Дисбаланс в количестве объектов обязательной сертификации. В России подлежит сертификации более 90% видов ввозимой продукции, тогда как в странах ЕС подлежит обязательной процедуре подтверждения соответствия (нотификации) около 16% всей номенклатуры производимых товаров. При этом в России наблюдается тенденция расширения списка товаров, подлежащих законодательно регулируемой (обязательной) сертификации, а в ЕС по мере принятия гармонизированных Директив этот список уменьшается. 

2.  Подход к сертификации услуг. Только в РФ некоторые услуги подлежат обязательной сертификации, во всем мире отсутствует практика введения законодательно определенных правил подтверждения качества услуг. 

3.  Подход к сертификации с использованием Декларации о Соответствии.  В Евросоюзе Декларация о соответствии не требует регистрации, а в России она распространяется на законодательно ограниченное количество типов продукции и требует регистрации в органах по сертификации.

4.  Отсутствие прозрачности в процедурах сертификации. Одна и та же продукция должна проходить сертификацию в различных ведомствах, например, в службе Санэпиднадзора, МВД, Госгортехнадзора и др. В Европе существует единая процедура нотификации продукции в допущенных органах по нотификации.

5.  Не эффективность процедур сертификации. Число отказов в выдаче сертификатов на потребительские товары составляет в России на сегодня не более 3%, тогда как по данным Госторгинспекция ежегодно фиксирует наличие нарушений в отношении 30 – 40% товаров, большинство из которых имеет сертификат.

Позиция Госстандарта России исходит из утверждения, что практика производства и торговли в России такова, что производителя легко идут на снижение издержек за счет безопасности товара, что обусловливает необходимость жесткого государственного контроля за выпуском продукции и услуг на рынок через расширение процедур сертификации. Введение различных правил сертификации по отношению к импортным и отечественным товарам значительно снизило бы конкурентоспособность отечественных производителей. 

3.2.2. Деятельность Европейского сообщества.

Датой основания Евросоюза является подписание Договора о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) от 25 марта 1957 г. (Римские договоры), в который вошли 6 стран. В 1960 г. возникла Европейская ассоциация свободной торговли (ЕFТА),  объединившая 7 стран Европы. В 1992 г. был подписан Маастрихский договор о создании Европейского Союза (ЕС). В 1993 г ЕС и ЕFТА объединились в Европейское экономическое пространство. ЕС характеризуется наличием наднациональных институтов управления, которым  государства –члены ЕС подтвердили согласие передать часть своих полномочий:

¨  Совет министров является основным органом ЕС по принятию решений;

¨  Совет Европы, состоящий из глав исполнительной власти стран , формулирует стратегию развития ЕС;

¨  Европейский парламент является представительным органом, представляющим народы Союза;

¨  Комиссия ЕС является основным исполнительным органом решений и директив Совета.

¨  Европейский Суд проверяет соответствие правовых норм  органов и правительств актам ЕС и выносит решения по обращениям национальных судов.

¨  Европейский банк отвечает реализацию  финансовой политики ЕС.

Создание общеевропейского рынка является результатом реализации четырех свобод:

¨  Свободное перемещение людей;

¨  Свободное перемещение товаров;

¨  Свободное перемещение услуг;

¨  Свободное перемещение капитала.