Информационные материалы к государственному экзамену по специальности «Управление качеством», раздел «Всеобщее управление качеством», подраздел «Юридические и нормативные факторы», страница 10

Регулирование в сфере качества реализовано в нормативных актах ЕС, обеспечивающих свободное перемещение товаров.  До 1985 г технические свойства продукции входили непосредственно в Директивы ЕЭС, обязательные к исполнению на территории Сообщества, что приводило к долгим  обсуждениям и задержке реализации. В 1985 г. решением Совета ЕЭС (85\С136\01)  была принята «Новая концепция в области гармонизации и нормирования». Основная цель -  обеспечение свободного товарооборота и гармонизации технического права. Новая концепция базировалась на 4 основных принципах:

Гармонизация правовых предписаний ограничивается установлением требований безопасности или других требований в интересах общего блага, которым должны удовлетворять введенные в обращения изделия, для которых должен быть обеспечен свободный товарооборот в рамках сообщества.

Комитетам по индустриальному нормированию ставится задача разработать технические спецификации с учетом состояния технологий, чтобы иметь возможность производить и вводить в обращение изделия, которые соответствуют установленным в Директивах основополагающим требованиям.

Технические спецификации не имеют сами по себе обязательного характера.

Власти обязаны заботится о соответствии установленным в Директивах требованиям для изделий, произведенных по гармонизированным нормам.

В решении Совета было проведено различие между обязательными основополагающими требованиями, содержащимися в Директиве, и являющимися обязательными для выполнения, и добровольно взятыми обязательствами по   соответствию техническим нормам. Таким образом, ликвидация технических барьеров в торговли достигается, когда унифицируются национальные требования к изделиям и критерии оценки соответствия (стандарты) и достигаются договоренности в отношении создания общих систем испытаний и сертификации. Важным является договоренность о том, что в отношении регулируемых в директивах объектах в  национальных законодательствах не может быть установлено никаких дополнительных требований.

Следующим важным этапом развития ЕЭС стало подписание в 1987 г. единого Европейского акта., который определил основной целью Сообщества строительство Общего рынка как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное перемещение людей товаров, услуг.  Основой политики построения общего рынка являлись:

¨  Обеспечение безопасности и здоровья населения;

¨  Гармонизация существующих условий при одновременном прогрессе;

¨  Расширение всех видов сотрудничества внутри Сообщества.

 На основании Новой концепции и Единого европейского акта 1987 г. в 1989 г была принята Глобальная концепция по сертификации и надзору как инструмент для гарантии качества промышленных изделий (89\С267\03).  Подходы к разработке единых  процедур подтверждения соответствия были утверждены Директивой 90\683\ЕЭС 1990 г. об использовании в технических директивах по гармонизации различных фаз процедуры оценки соответствия. Полностью система допуска изделий на рынок стран Евросоюза была прията как модульная концепция   подтверждения соответствия в 1993 г. в Директиве 93/465\ЕЭС. Важным является введение единой маркировки соответствия Директивам ЕЭС (знак СЕ), который идентифицирует изделия, соответствующие требованиям ЕС, в отношении которых осуществляет принцип свободного перемещения. Подробно положения  Директивы будут разобраны в главе 6 .

     Директивы ЕЭС делятся на документы общего применения, касающиеся всех видов продукции и документов, относящихся к обращению конкретных видов продукции. Основным правовым актом, регулирующим ответственность за качество является Директива 85\374\ЕЭС по гармонизации правовых документов стран – членов ЕЭС об ответственности за дефектные изделия (1985 г). и директива 1992 г. о безопасности продукции (92\59\ЕЭС).  Подробно положения  Директив описываются в главе 5.

     Структура любой Директивы, относящейся к промышленной продукции включает в себя следующие разделы:

¨  Определение области применения

¨  Основные требования в области безопасности

¨  Требования к членам ЕС по реализации директивы в национальном законодательстве

¨  Порядок процедуры подтверждения соответствия

¨  Назначение органов, производящих оценку соответствия (нотифицированные органы)

¨  Ответственность за нарушение Директивы

¨  Срок реализации и переходный период.

Процедура введения в действие Директивы включает в себя ее принятие, введение в национальное законодательство стран-членов ЕС или приведение существующего в соответствие, мероприятия по обеспечению выполнения и контроля.

Директивы общего назначения, регулирующие отношения в сфере качества, перечислены в таблице 3.2, Директивы, касающиеся промышленной продукции в таблице 3.3.

 Таблица 3.1.

Директивы ЕС общего назначения.

№ п\п

Наименование Директивы ЕЭС

1

О порядке информирования в области стандартов и технических правил

2

О новом подходе к технической гармонизации и стандартизации в Западной Европе

3

О модульном подходе к подтверждению соответствия в ЕС

4

О разработке единых процедур подтверждения соответствия

5

О товарных и сертификационных знаках

6

О безопасности продукции

7

О соответствии продукции, импортируемой из третьих стран, правилам безопасности

8

Об ответственности изготовителя за выпуск дефектной продукции

9

Транспортировка опасных грузов по дорогам

10

О средствах измерений и методах метрологического контроля

11

О знаках безопасности на рабочих местах

Таблица 3.2.

 Директивы ЕЭС, касающиеся промышленной продукции.