Карл Фаберже в Санкт- Петербурге, страница 8

Создавая свои работы, Фаберже использовал сочетания самых разнообразных материалов. [6] Техника исполнения комбинаций не всегда видна невооруженным глазом, но с ее помощью мы всегда можем отличить произведения Фаберже от работ его современников. Например, он редко прибегал к пайке стыков там, где ее можно заменить зажимами или застежками. Даже самые сложные изделия Фаберже собраны, как правило, при помощи металлических петелек, крошечных застежек, винтиков миниатюрных гаек, то есть без видимых наружных швов. Изделия, скрепленные застежками и петлями, при необходимости, можно разобрать для ухода за ними или ремонта. Независимо от того, была ли эта разборка предусмотрена изначально или нет, эта особенность позволяла содержать все его механические элементы в исправности. Это, в свою очередь, снимало многие ограничения в выборе материалов.

Параграф 2. Императорские заказы.

Наиболее известные работы Фаберже – императорские пасхальные яйца. Между 1885 и 1916 годами было выполнено около 54 этих прекрасных изделий, заказанных царями Александром III и Николаем II в качестве пасхальных подарков царицам Марии Федоровне и Александре Федоровне. Известно 47 этих изделий. Каждое из них вместе с сюрпризом, спрятанным внутри, является шедевром изящества и мастерства отделки. Первое императорское яйцо Фаберже было сделано по заказу Александра III как подарок жене. Оно было точной копией яйца, сделанного из золота, покрытого белой молочной эмалью, с миниатюрной золотой курицей внутри. Это яйцо находится в королевской коллекции Дании, в замке Розенберг, Копенгаген. [22. стр. 17].

Наиболее сложной работой, выполненной по императорскому заказу, были копии императорских регалий для Всемирной выставки 1900 года.

Параграф 3. Судьба вещей дома Фаберже.

К 1918 году общее число вещей, [11, стр. 152]созданных фирмой Фаберже за все время ее существования, судя по  инвентарным номерам и учетным документам,  составило около 120 – 150 тысяч предметов. Помимо множества вещей Фаберже, проданных за границами нашей страны, многие изделия Фаберже нашли владельцев среди тех, кто вынужден был остаться в Светском Союзе.

В то время Советское правительство, не справлявшееся с кризисом, срочно нуждалось в деньгах. В мемуарах княгини Екатерины Мещерской можно найти описание того, как большевики проводили конфискацию ювелирных изделий в 1917 – 1818 годах: «Когда национализировали банки, вскрытие сейфов стало почти неразрешимой проблемой для непосвященных людей, взявших ответственность за хранившиеся в банках ценности. Опубликовали даже призыв к бывшим хозяевам сейфов с просьбой принести ключи… Им пообещали вернуть часть «украшений» (главным образом изделия с драгоценными камнями); в то время государство отчаянно нуждалось в валюте, а потом у было заинтересованно более в золоте, нежели в камнях».

На деле, все изделия из золота были реквизированы. Хотя изделия Фаберже не упоминаются здесь особо, не исключено что они также были в числе конфискованных «часов, цепочек, портсигаров, медальонов».

[11, стр. 154] В Стране Советов мелкие декоративные предметы и вовсе не имели рыночной стоимости, так как сам рынок в подлинном смысле слова был уничтожен большевиками. Спрос на ювелирные изделия появился только в 1921 году, после введения НЭПа. Тогда появились государственные комиссионные магазины, где человек мог продать ювелирные изделия. Снова встал вопрос об оценке. Были мобилизованы немногие не эмигрировавшие специалисты с опытом работы в ювелирных фирмах дореволюционной России. Среди них был и Агафон Фаберже (1876 – 1951), второй по старшинству сын Карла Фаберже, бывший эксперт фирмы по драгоценным камням. Он оказывал как эксперт содействие комиссии Гохрана во главе с академиком А. Ферсманом при оценке бриллиантов царской короны в 1922 году. Для этой же организации, учрежденной декретом Ленина от 3 февраля 1920 года, работал с 1922 по 1926 годы бывший мастер Фаберже Федор Афанасьев. Впоследствии он производил оценку для аукционов Московского Ювелирного товарищества.