Карл Фаберже в Санкт- Петербурге, страница 11

Каждой форме соответствуют определенные типы огранки, зависящие от физических или оптических свойств камня. По характеру расположения граней и их форме существуют, не считая разновидностей, 7 основных типов огранки: бриллиантовая, кабошон, клиньями, роза, смешанная, ступенчатая, таблитчатая. Огранка считается полной, когда камень ограничен сверху и снизу (исключением являются большинство роз и кабошонов).

В настоящее время под «розой» понимают огранку треугольными гранями пирамидальной короны камня с плоским основанием. Иногда верхняя часть бывает куполообразной, покрытой мелкими, чаще всего треугольными, фасетами. Роза может быть и двойной, когда верхняя и нижняя части камня симметричны.

При обработке «кабошоном» шлифовка придает верхней части камня куполообразную (не обязательно круглую) форму без граней, а нижняя часть сделана плоской либо (в двойных кабошонах) вогнутой. Название «cabochon, m» пошло от французского же слова «la caboche» - «башка» или «гвоздь с широкой и плоской шляпкой».

Под таблитчатой огранкой в настоящее время подразумевается любой тип огранки камня с очень большой площадкой («таблицей») в верхней части. Верх гранится фацетами, а низ бриллиантовой или ступенчатой огранкой. «Таблица открытая» - алмаз бриллиантовой огранки, у которого ширина «таблицы» намного больше 58% диаметра рундиста. Разновидностью таблитчатой является появившееся в ХХ веке огранка «принцесса» или «профильная»: кристаллы алмаза разрезают сначала на пластины, их верхнюю плоскость полируют, а на нижнюю наносят серию тонких V-образных параллельных бороздок. Она наиболее разнообразна. Ее название происходит от французского «brilliant, m» - «блестящий», поскольку она лучше всего выявляла «игру» самоцвета. Поскольку этой огранке в основном подвергали алмазы, постепенно слово «бриллиант» вытеснило название самого камня. Разновидности бриллиантовой огранки различаются формой верхней  грани – площадки («таблицы»), формой камня по рундисту, числом, формой и сочетанием граней. При ней стачивается большая часть камня, и обычно для получения бриллианта в один карат нужен кристалл алмаза массой около 2,5 карата.

Своеобразным предвестником «бриллиантов» стали алмазы, ограненные во Франции в середине XVII века 17 гранями сверху и 17 фасетками снизу, получившие имя заказчика – кардинала Мазарини. Однако изобретателем бриллиантовой огранки стал венецианец Винченцо Перуцци, предложивший классическое соотношение граней: их на верхней части, называемой «короной», должно быть 33, включая обязательную большую центральную  горизонтальную фасетку («площадку» или «таблицу»), а на нижней, именуемой «павильоном», 24. Зачастую последнюю дополняла потом «калетта» (более крупная и заметная горизонтальная фасетка именовалась по-французски «кюлассой») – пришлифованный кончик-шип, в котором сходились грани «павильона» и который тем самым предохранял нижнюю часть  камня от обламывания. Грани отныне располагались в шахматном порядке и могли иметь форму различных многоугольников: ромба, дельтоида и треугольника.

Фантазийной разновидностью бриллиантовой огранки является «панделок», названный из-за своей формы груши или капли от французского слова «pendeloque, f», то есть «подвеска».

При «ступенчатой» огранке трапециевидные или в форме равнобедренного треугольника грани смежных поясов располагаются одна над другой, верхняя площадка выглядит многоугольником с острыми или срезанными углами. Ее называют также «изумрудной», ибо так предпочитали гранить этот самоцвет, а также «лесенкой» или «продолговатой».

Камень при огранке «клиньями» (или «крестовой») сверху выглядит прямоугольником.

При «смешанной» огранке верхняя часть камня обрабатывается «короной бриллианта», а нижняя – ступенчатой.