Карл Фаберже в Санкт- Петербурге, страница 3

Все в это время, так или иначе, чувствовали дух перемен.

О личности последнего русского царя написано очень много, и почти вся эта литература имеет характер оценочных суждений, с которыми согласиться  (или не согласиться) сложно. Но совсем не коснуться биографии последнего российского монарха при написании работы по данной теме представляется совершенно невозможным.

В 1894 году умер император Александр III. Его смерть стала огромным потрясением для императорской фамилии, для всех русских монархистов, видевших в умершем императоре сильного, властного и справедливого самодержца, более тринадцати лет управлявшего Россией и сумевшего побороть смуту, растерянность и неопределенность последних лет царствования его отца – императора Александра II.

Согласно закону и традиции, новый монарх вступал на престол сразу же после смерти своего предшественника. 20 октября 1894 года царем стал старший сын усопшего Николай Александрович, взошедший на престол под именем Николая II. Ему было всего 26 лет.

Николай II, как и его отец, считал, что самодержавие – правление независимое и полноправное – является основой Государства Российского. Это не принесло ему популярности. К началу XX века критическое отношение к самодержавию и к самодержцу стали признаками хорошего тона в кругах так называемого «образованного общества», где были распространены либеральные идеи.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна, дочь Датского короля Кристиана IX, играла видную роль при дворе. Она была обворожительно-любезна, обладала хорошим вкусом, пользовалась популярностью.

Император был прекрасным семьянином, любящим сыном, мужем, отцом. Его женой стала англо-германская принцесса Алиса Гессенская. В повседневных привычках царь был прост и бесхитростен. Он увлекался яхтами, фотографией и другими вещами, а вот государственными делами тяготился. Его супруга, при переходе в православие получившая имя Александры Федоровны, отличалась религиозностью, ее часто называют экзальтированной. При этом она обладала художественным чутьём и чувствовала красоту.

В искусстве в 1860—1870 годах в Европе царила эклектика, которая заключается в цитировании элементов разных стилей. В России в это время вышел на передний план старорусский стиль.

В 1880-е годы начал формироваться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.

Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира.  Элемент, впервые найденный в вышивке Германа Обриста «Удар бича» стал воплощением эстетики модерна.

Модерн стал последним единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. В этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, ювелирному делу.

Параграф 2.     

Ювелирное дело Фаберже основано в августе 1842 года Густавом Фаберже.

Началом его послужила скромная мастерская на Большой Морской улице. Она производила модные в то время украшения из золота, украшенные камнями или эмалями. Петер Карл Фаберже родился в СПб 30 мая 1846 года. Он был потомком гугенотов из Пикардии на севере Франции. Предки Фаберже были вынуждены покинуть родину после отмены Нантского эдикта Людовиком XIV. В XVIII веке дед Карла, Петер, приехал в Эстонию, став, таким образом, российским подданным. Его сын Густав обучался ювелира и золотых дел мастера Андреаса Фердинанда Шпигеля. Густав Фаберже имел также второго сына, которого звали Агофон (Дрезден, 1862 – 1895, Санкт-Петербург). [24 стр. 161 – 162]. Он был исключительным рисовальщиком бижутерии, имел прекрасный вкус и обладал деловыми способностями. В возрасте 15 лет Карл Фаберже проходит коммерческий курс в Хандельшуле Дрездена. Его отец отошел от дел в возрасте  46 лет, передав их своему партнеру Хискиасу Пендику и управляющему Зайоньковскому.