Нервная анорексия в подростковом возрасте, страница 4

Для того что бы привлечь внимание родителей, которые постоянно ругаются, подростки вынуждены «уходить» в болезнь.

Многие исследователи придают большое значение преморбидным (предболезненным) особенностям пациентов. К таким особенностям больных нервной анорексией относят эмоциональную незрелость, гипертрофированную зависимость от родителей, склонность к навязчивым явлениям, значительное преувеличение своих возможностей и способностей. Некоторые будущие анорексики обладают так же обладают следующими свойствами: склонность к навязчивостям, малоконтактность,, сверхобидчивость, сверхчувствительность, подчиняемость авторитетам, отсутствие стремления к самостоятельности. Еще до начала заболевания таким детям свойственна недостаточная контактность, когда пища является единственным средством коммуникации с родителями (уделяя чрезмерное внимание пище, матери анорексиков рассматривали как личное оскорбление отказ детей от еды). Им также бывает свойственна исключительная послушность и отсутствие даже элемента бунтарства. Они безо всякого сопротивления подчиняются матери и принимают ее диктат по всем жизненным вопросам [16, с.69].

А. Е. Личко [17]  назвал нервную анорексию «болезнью отличниц», так как детям с таким расстройством пищевого поведения свойственны постоянство увлечений, развитое чувство долга, повышенное до болезненности отношение к формальному признанию своих школьных успехов, отчетливая тенденция к достижению высших социальных стандартов. Родители характеризуют таких детей как  очень спокойных, превосходно выполняющих свои школьные обязанности и стремящихся к получению только отличных оценок.

Характерно то, что в семьях большинства больных отмечается особое отношение к еде. У больных нервной анорексией с самого детства формируются отрицательные эмоции на приемы пищи (так как еда всегда ассоциировалась с насилием). Часто в семье постоянно ведутся разговоры о «некрасивости полноты», «утонченности вкуса», о важности соответствующего эстетического воспитания [16, с.69].

Так же, не мало важную роль в развитии нервной анорексии, по мнению G. P. M. Russell [9],  играет «травма первой менструации», а нетактичные замечания окружающих по этому поводу только усиливают эту реакцию. Существует мнение и о том, что нервная анорексия возникает только у тех девочек, у которых половое созревание начинается раньше и протекает бурно.

Большое значение исследователи придают влиянию микрогруппы, установившимся в микрогруппах эталонам внешности, красоты, и насмешкам лиц противоположного пола. По мнению М.В. Коркиной [16], насмешки окружающих по поводу полноты (если она есть) является основой для образования сверхценной, а затем и бредовой системы в пубертатном периоде. Известно, что еще незрелая личность подростка достаточно легко травмируется, и именно в подростковом возрасте легко развиваются психогенные реакции (включая ятрогении) и деформации личности, которые связанные с неправильным воспитанием, причем эти реакции и изменения склонны к фиксации.  Ковалев В. В считает, что нервная анорексия является одной из форм психогенных реакций у подростков.

Таким образом, можно сделать небольшой вывод о том, что явление нервной анорексии очень распространено в современном мире.  Его изучением занимались, и занимаются по сей день.

Чаще всего анорексия начинает свое проявление именно в пубертантном периоде, ведь девочки в этом возрасте критично относятся к себе и своему телу. Это и является основной причиной развития заболевания, то есть подростку хватает лишь одного нелепого замечания для того, что бы начать изменяться. Так же причиной  нервной анорексии может считать  условия жизни и воспитания детей, характерологические особенности родителей, «семейный микроклимат», преморбидные черты больных, их физическое и психическое развитие, а так же воздействие различных патогенных факторов.


1.2. Нервная анорексия в подростковом возрасте.

Известно, что нервная анорексия чаще всего встречается у молодых девушек в пубертатном или постпубертатном периоде. Намного реже данное явление встречается в раннем пубертате, а именно в 8—10 лет, так и в препубертатном периоде.