Антикризисная политика бизнеса и государства, страница 9

С этого момента министерство финансов также серьезно изменило свою позицию относительно оказания антикризисной помощи частным компаниям. Немецкие власти начали весьма пристально следить за состоянием финансовых рынков страны и не бояться принимать смелые антикризисные меры. Уже через неделю после оказания помощи HRE власти Германии пошли на беспрецедентный шаг по гарантиям вкладчикам немецких банков. Министерство финансов ФРГ заявило, что суммарный объем гарантий по вкладам в немецких банках, компенсируемых правительством страны, расширен до 1 трлн. евро. Теперь гарантии покрывали 100% текущих и депозитных вкладов граждан и составляли примерно 83% от всех имеющихся в стране вкладов. Данные меры были вызваны страхом, перед паникой вкладчиков, которая привела бы к массовому изъятию средств со счетов.

Пиковым моментом в антикризисной политики Германии, стал октябрь 2008 года. Правительство Германии, на очередном экстренном заседании приняло колоссальный антикризисный пакет в размере 490 млрд евро, с возможностью расширения до 500 млрд евро. Такого гигантского стабилизационного пакета немецкая экономика не видела за всю свою историю. Для сравнения: вся расходная часть бюджета ФРГ на 2008 год составляет 283 млрд евро.

Из огромного антикризисного пакета было потрачено лишь 90 млрд евро, эти деньги были потрачены за доли обанкротившихся банков. Остальные 400 млрд евро выступали в роли страхования для банков ФРГ, благодаря принятому в октябре 2008 года закону, любой банк на территории ФРГ мог запросить льготный кредит в размере 20 млрд. При получении льготного кредита государство получало рычаги управления делами банка.

Важную роль в успешном преодолении кризиса сыграл и тот факт, что основные финансовые проблемы немецких кредитных институтов лежали за пределами национальной экономики страны. Большинство проблемных немецких банков: и погрузившийся в кризис в октябре 2008 Hypo Real Estate, и терпевший уже в 2007 году многомиллиардные убытки IKB — обрели проблемы либо из-за зарубежных «дочек», заигравшихся с ипотечными кредитами, либо из-за собственных подразделений, работавших с американской и британской ипотекой.      Разумеется, немецкие власти не могли ограничить степень интернационализации своих банков. Однако они оказались в состоянии поддержать стабильность национальной кредитной системы, компенсировав те процессы, которые вызвал в ней мировой кризис. Один из наиболее наглядных показателей этого — реакция немецкого рынка труда. Он практически не испытал на себе последствий финансового кризиса. Число безработных в Германии составило на конец 2008 года 3,08 млн. человек (что соответствовало уровню 16−летнего минимума). 

Немалые потери понес и немецкий автопром. Концерну «Daimler» пришлось закрыть два завода по производству грузовиков на территории США и Канады. Также сократились уровни продаж по странам еврозоны, но эти падения не являлись катастрофой. Это вызвано тем, что в предкризисное время ситуация для автопрома была наиболее удачной и подкреплялось огромным уровнем продаж. К тому же компании своевременно снизили объемы производства. В помощь автопрому, в 2008 году правительство Германии, в рамках государственной программы по преодолению кризиса ввело специальную премию за утилизацию старых автомобилей. Суть мер в том, что избавляясь от старого автомобиля, которому более 9 лет, его владелец получает 2,5 тыс. евро на покупку нового авто. Немецкое правительство выделило на это  3 млрд. евро, простимулировав рост спроса на автомобили.

В итоге, для тех отраслей экономики, которые нуждались в дополнительной финансовой подпитке, правительство ФРГ подготовило пакет льготных кредитов, которые помогли справиться с падением конъюнктуры и сохранить рабочие места. Собственно, именно в таком выходе из кризиса и заключалась политика, как немецких концернов, так и немецкого правительства.