Антикризисная политика бизнеса и государства, страница 3

Есть две тенденции существования социально- экономической системы, будь то организации или государство. Это развитие, преобразование для укрепления жизнедеятельности при изменениях в внешней и внутренней среде, и функционирование, поддержка жизнедеятельности с помощью преобразования и распределения ресурсов. Развитие и функционирование тесно связаны. Они прямо отражают развитие и тенденции в социально- экономической системе. Развитие и функционирование имеют диалектический характер. Это означает возможность проследить закономерность наступления, а также развитие кризисов. Прослеживается циклическая тенденция наступления и развития кризисов, то есть функционирование является сдерживающим механизмом для кризиса, но в то же время и питательной средой, а развитие уничтожает большую часть процессов функционирования, но и создает положительную среду для кризиса.

Кризисы имеют возможность прогрессировать. Благодаря этому кризисы выполняют три функции в процессе развития.

1.  Уничтожение элементов лидирующей системы.

2.  Подготовительная работа по внедрению потенциально слабых элементов для будущего цикла.

3.  Передача аккумулирующих элементов системы, которые переходят в будущее.

Из этих функций можно сделать вывод, что кризис – важный, а порой необходимый элемент прогресса.

Государство охватывает почти все направления производства и обязано принимать участие в функционировании свободной рыночной экономики для предотвращения кризисных явлений. К сожалению, без государственного вмешательства в рыночной экономике появляются недостатки и отрицательные факторы производства. Можно выделить основную цель государственного вмешательства, это необходимость достижения социально – экономического равновесия в стране.

Первоочередное внимание, во время проявления кризиса, государство уделяет стабилизации рынка труда, стабилизации финансового рынка, частичному контролю над предприятиями, контролю над денежным оборотом в стране и курсом национальной валюты, контролю над региональным рынком и так далее. Исходя из данных направлений, государство занимается реформаторской и инвестиционной деятельностью, выступает в роли доктора в лечении страны от кризиса.

Выделяют некоторые особо важные направления для регулирования государством.

1.  Контроль над монополизацией. Свободная конкуренция вызывает появление монополий, в свою очередь монополии разрушают конкуренцию, что приводит к надлому экономической системы, что в последствии может привести к кризисным явлениям.

2.  Софинансирование. Благодаря техническому росту и все большему вниманию к научно – техническому прогрессу государство обязано покрываться расходы по подготовке персонала, инвестированию в научные работы и финансированию исследований. Данная функция выступает профилактикой кризиса.

3.  Контроль за макроэкономическим равновесием. В настоящий момент стихийный рынок может привести к замедлению темпов роста спроса от предложения. В таких случаях государство должно простимулировать спрос, иначе появляется вероятность формирования кризисных явлений.

4.  Контроль за социально – экономическими проблемами. Погоня за интересами индивидуальных предпринимателей может приводить к перерасходу ресурсов, загрязнению окружающей среды и отсутствию товаров коллективного пользования. Государство должно контролировать данные процессы в рыночных хозяйствах и создавать необходимый для государства баланс по расходу ресурсов и экологическими аспектами.

5.  Контроль за правовой основой. Без адекватного перечня законов экономика не будет развиваться. Государство должно контролировать действия предпринимателей, определять право собственности, следить за качеством продукции. При помощи законов государство может держать под контролем данные аспекты экономики. Также в момент наступления кризиса государство может проводить антикризисную политику, путем создания или реформирования некоторых законов, что является одним из рычагов антикризисной политики государства.