Антикризисная политика бизнеса и государства, страница 4

1.2. Антикризисная политика бизнеса. 

Антикризисная политика бизнеса – политика руководства предприятия, по выявлению методов и принципов поведения, нацеленных на укрепление финансового, а также технического состояния предприятия, сохранения конкурентноспособного положения предприятия, в тяжелый для бизнеса временной интервал.

Главной целью для предприятия в момент наступления кризиса является предотвращение банкротства. Для этого компании разрабатывают специальные стратегии антикризисного управления. В эти стратегии входит перечень действий в нужной для выживания последовательности, также перечень проанализированных данных для оздоровления и восстановления предприятия.

Антикризисная программа является одной из основополагающих составляющей антикризисного менеджмента. Это официальный, внутренний документ, в котором изложены действия и меры борьбы с кризисными явлениями, а также перечень мероприятий для реформирования внутри предприятия и его подразделений для выхода из кризиса. Антикризисная программа должна быть четкой и разработанной для всех аспектов и подразделений предприятия. В отдельных случаях она может быть скоорденированна с каждым отделом на предприятии. Антикризисная программа строится на анализе данных по финансовому состоянию предприятия и должна быть согласована с руководством, так как дальнейшие действия, связанные с проведением антикризисной политики могут противоречить целям, поставленным советом директоров. После согласования антикризисной программы инициатива переходит на антикризисное управление, где и вершиться будущая судьба предприятия.

Антикризисное управление, в зависимости от темпа развития кризиса, протекает либо пассивно, либо активно. Исходя из этого выделяют следующие типы антикризисной политики(таблица 1):

Типы антикризисной политики бизнеса.

Управление в условиях кризиса

Предкризисное управление

Подготовка к кризису

Процесс стабилизации

Своевременное принятие решений

Управление за процессами для выхода из кризиса

Ограничение потерь в период кризиса

Таблица 1 –типы антикризисной политики бизнеса.

Антикризисное управление на предприятии протекает по уровням, самый важный из них, это антикризисный менеджмент. Антикризисные менеджмент  обобщает в себе все элементы деятельности предприятия, такие как организация труда и управление персоналом и инвестиции и т.д.

Антикризисный менеджмент занимается подготовкой предприятия к кризисным явлениям. Антикризисный менеджмент дергает за рычаги всех видов внутреннего управления и развивает, совершенствует, создает почву для борьбы с кризисом. При необходимости данный вид менеджмента корректирует функции направленности предприятия, он может изменять распределение ресурсов и схему управления. На практике антикризисный менеджмент характеризуется следующими показателями (таблица 2):

Показатели антикризисного менеджмента

1. Снижает риск банкротства.

2. Узнает о проблемах в руководстве предприятия.

3. Выделяет приоритеты в деятельности компаний.

4. Следит за рациональным распределением ресурсов.

5. Занимается анализом рыночной среды.

6. Занимается проблемами координации на предприятии.

Таблица 2 – показатели антикризисного менеджмента.

Таким образом, антикризисный менеджмент влияет на сердце предприятия изнутри и создает динамику для развития и совершенствования.

Также одним из важнейших аспектов антикризисной политики является стратегическое управление персоналом. Стратегическое управление персоналом необходимо для целенаправленной, долгосрочной работе по достижению общих целей для предприятия. Проблема состоит в том, что в кризисные моменты на предприятиях наблюдается негативный, моральный и психологический климат. Это приводит к снижению темпов работы, а также к росту конфликтных ситуаций на рабочем месте. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо проводить формирование стабильного трудового коллектива. В формирование стабильного трудового коллектива входят: