Анализ конструкций задних подвесок полноприводных автомобилей, страница 2


2.Конструкции подвесок

     Первые автомобили сохранили много общего с конными экипажами. Хотя, небольшие модели следовали по конструкции наметившейся в конце 19 века оригинальной компоновочной схеме: передние колеса большого диаметра - ведущие,  поворотные задние колеса меньшим диаметром, чем передние служили для управления машиной. Передние колеса подвешивались к стальной трубчатой раме на четырех винтовых пружинах, задние - на поперечной полуэллиптической рессоре. Все колеса - тележного типа, деревянные, со сплошными резиновыми шинами и бронзовыми втулками. Более крупные конструкции: омнибусы (дедушки современных автобусов) имели подвеску колес на очень мягких продольных полностью эллиптических рессорах, дополненных винтовыми пружинами, а шины колес - сплошными резиновыми. Колеса вращались на шарикоподшипниках. Первый русский автомобиль был построен в 1896 г. петербургскими изобретателями - отставным морским офицером Евгением Александровичем Яковлевым (1857-1898) и инженером Петром Александровичем Фрезе (1844-1918). Ходовая часть конструкции: деревянные колеса (задние по диаметру в 1,2 раза больше передних) со спицами, сплошные резиновые (непневматические) шины шириной 60 мм, ступицы колес - на втулках скольжения, то есть без шарикоподшипников, не полуэллиптические, как мы привыкли видеть, а полностью эллиптические продольные рессоры. Переднюю и заднюю оси связывал подрамник, образуя своего рода шасси, на которое через рессоры опирался пассажирский кузов с силовой установкой. Очень оригинально было сделано рулевое управление. Если Карл Бенц применил запатентованное им в 1893 г. устройство, где между осью и поперечиной кузова находилось поворотное упругое звено из двух маленьких рессор, то на автомобиле Яковлева и Фрезе передние колеса поворачивались вместе с рессорами относительно шкворней передней оси и втулок в расположенной над ней передней поперечине кузова. Для поворота служил установленный вертикально перед сиденьем рулевой рычаг на колонке. (Рис. 1)

ИСТОРИЯ%20ОТЕЧЕСТВЕННОГО%20АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ/1-007.files/012-2.jpg

Рис. 1 Рулевое управление автомобиля   Рис. 2 Петр Александрович Фрезе

Яковлева и Фрезе. 1896 г.                                                         (1844-1918 гг.)

Фрезе, склонный к изобретательству, разработал немало усовершенствований в конных экипажах. Например, среди предложенных им оригинальных технических решений - "новая система увески экипажей на лежачих рессорах", защищенная Привилегией № 10 408 от 28 декабря 1883.

Традиционной для того времени стала все-таки другая, более простая конструкция продольные полуэллиптические рессоры своей средней частью крепились к лонжеронам рамы, а концы рессор соединялись с передней и задней осями колес. (Рис. 3)

ИСТОРИЯ%20ОТЕЧЕСТВЕННОГО%20АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ/1-022.files/023-2.jpg

Рис. 3 "Лессиер" для доставки почты. 1905 г.

Легендарный "Руссо-Балт" начали строить в начале июня 1909 г. Завод взял курс на производство трех легковых моделей, четырехцилиндровые двигатели которых имели рабочий объем 2211, 4501 и 7235 см3. Их конструкция отвечала наиболее передовым тенденциям тех лет. Прочная лонжеронная рама с зависимой рессорной подвеской колес составляла основу машины. (рис. 4) Двигатель монтировался отдельно от коробки передач, и, чтобы деформации рамы не нарушали соосности обоих агрегатов при езде по бездорожью, они крепились на дополнительном подрамнике.

ИСТОРИЯ%20ОТЕЧЕСТВЕННОГО%20АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ/1-028.files/030-2.jpg

Рис.4 Шасси "Руссо-Балт-С24-30" I серии. 1909 г.

На автомобилях тех лет значительная часть полной массы (60% и более) приходилась на задние колеса. По этой причине их подвеску стремились сделать как можно более мягкой с большим ходом. Как следствие, у самой малой модели задняя ось соединялась с рамой посредством три четверти эллиптических рессор. Другая (кстати, наиболее распространенная модель) получила подвеску задней оси на трех взаимосвязанных полуэллиптических рессорах: двух продольных и одной поперечной. Такую конструкцию тогда можно было встретить на некоторых комфортабельных моделях, как "Роллс-Ройс" и "Делонэ-Белльвилль". И лишь у самой большой модели были две задние полуэллиптические рессоры большой длины. Что касается подвески передних колес, то она на всех трех моделях представляла собой две продольные полуэллиптические рессоры. Еще один интересный элемент - в подвеске передних колес появились резиновые амортизаторы.