Формирование технологического ландшафта России с учетом опыта стран БРИСК, страница 6

В очередную, уже послевоенную пятилетку (1946-1950) удалось превысить большинство довоенных показателей экономического развития. Так, по сравнению с 1941 г. промышленная продукция выросла на 73 %, транспортный грузооборот – на 46 %, капиталовложения – почти в 2 раза, сельское хозяйство – вышло на довоенный уровень. В целом, в 1950 г. национальный доход вырос на 64 %. [1, C. 54]

50-е и 60-е гг. XX века – это период, который можно назвать высшим подъёмом российской цивилизации за всю её историю. Удвоились показатели средней заработной платы, продукции сельского хозяйства, а промышленная продукция и транспортный грузооборот – в 5-6 раз (по сравнению с 1950-м г.). Начиная с 50-х годов ярко проявляется такой феномен как «Большая наука». Осваивались инновационные направления IV технологического уклада, такие как атомная энергетика (1-я в мире АЭС – г. Обнинск, 1954 г.), освоение космоса (1-й человек в космосе), создание термоядерного щита, первый в мире атомный ледокол (Россия до сих пор является страной, которая единственная в мире имеет флот атомных ледоколов), а также освоение ядерного оружия и т.д. Была выполнена самая важная задача на тот период – достижение военно-технического паритета с Западом.  [1, C. 54]

В 70-е гг. происходит мировой энергетический кризис и скачок цен на нефть. Несмотря на положительное внешнеторговое сальдо (оно составило 12,1 млрд $ на 1980-й г.) руководство страны не сумело умело воспользоваться огромным притоком нефтедолларов, которыми можно было бы поддержать научные разработки. Пятому технологическому укладу уделялось мало внимания.

Рисунок 1 - Финансирование исследований и разработок в СССР

из всех источников (в постоянных ценах 1987 г.)

Кризису науки в конце 1980-х – начале 1990-х гг., по нашему мнению, способствовало 3 фактора:

1.Приток нефтедолларов не был должным образом использован для поддержки инноваций.

2.Экономика СССР стала зависимой от цен на нефть, и резкое падение последних нанесло сокрушительный удар финансированию науки.

3.Разделение ЕЭО (см. введение) затрудняло общение между технической интеллигенцией.

Ситуацию осложняло и то, что была отменена монополия государства на внешнюю торговлю. Не менее болезненно на НИОКР сказалась и демилитаризация экономики, т.к. ВПК был основным поставщиком разработок. Так, в 1996 г. заказы на НИОКР составили 7 % от 1990 г. [1, C. 72]

Следствием всего этого стала технологическая деградация экономики в 1990-е гг. Выражалась она, во-первых, в вытеснении отечественных товаров импортными, во-вторых, в сокращении в два и более раза продукции машиностроения и металлообработки и соответствующего сокращения потребления, в-третьих, в увеличении энергосырьевого сектора и особенно инфраструктурного, в-четвёртых, в износе производственных фондов. И, наконец, в-пятых – в многократном уменьшении числа инноваций. Так, в 2002 г. было создано 727 передовых производственных технологий (для сравнения, в 1965 г. их было 4650, а в 1990 г. – 2169), причём, только 9,6 % из них были принципиально новыми, патентами на изобретения обладали 27 %, а патентной чистотой – 32 %. [1, C. 75]

В 2007 г. инновации осуществляли 13 % промышленных предприятий, а в 2008 было 3414 организаций, чья деятельность была связана с инновацией. В том же году объём инновационных товаров, услуг и работ составил 1,103 трлн рублей, а затраты на технологические инновации составили 307 млрд руб. [9; 10] В 2000 г. Правительство РФ создало Венчурный инновационный фонд, а в 2006 г. – Российскую венчурную компанию – координатор всех операций по венчурному инвестированию и главный инвестор фондов и компаний, связанных с инновационной деятельностью. Также в 2010 г. был учреждён инновационный центр «Сколково» - первый в новой России наукоград, строящийся «с нуля», сооружённый по образу «Силиконовой долины» в Калифорнии. «Сколково» занимается разработками в области телекоммуникаций и космоса, биомедицинских технологий, рационального использования энергии (увеличение КПД) и ядерных технологий. Важность этого центра подтверждается распоряжением правительства РФ №1414-р от 13.08.2013, согласно которому бюджетное финансирование данного комплекса до 2020 г. составит 125,2 млрд руб., причём не менее 50 % средств должны быть привлечены из частных источников. [11]