Формирование технологического ландшафта России с учетом опыта стран БРИСК, страница 14

Таблица 4Прирост ВВП в России, 2000-2014 гг., таблица

Странам БРИКС присущи общие проблемы и задачи. Это обстоятельство побудило эти страны вступить в объединение, которое, как уже упоминалось в п. 3.1, стремится быть не только экономическим, но и политическим союзом. Технологическое развитие стран БРИКС не является самоцелью – это важнейшее средство для достижения таких целей, как опережающий рост ВВП по отношению к развитым странам, выход на первые позиции по большинству экономических показателей, укрепление национальных валют и вытеснения доллара из международных расчётов как мировой валюты и, наконец, достижения многополярности мира, которая имела место ранее.

Россия заинтересована во взаимодействии с остальными странами БРИКС в области технологического развития. Основные документы, определяющие инновационную политику в Российской Федерации – Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., принятая 08.12.2011 [9], и указ Президента РФ в день инаугурации 7 мая 2012 г. Согласно этим двум документам, в России доля осуществляющих технологические инновации организаций должна составить как минимум 25 %, доля высокотехнологичных товаров в мировом экспорте к 2018 г. – 2 %, доля высокотехнологической продукции на внутрироссийском рынке возрасти по сравнению с 2011 г. в 1,3 раза.

Согласно Б.Н. Кузыку и Ю.В. Яковцу, существует два прогнозных сценария развития инновационной динамики как в мире, так и в России. Это инерционно-рыночный сценарий и сценарий инновационного прорыва(далее – сценарий «А» и сценарий «Б» соответственно). По сценарию «А» будет продолжать действовать неолиберальная модель экономики, основанная на саморегуляции и самонастройке рыночного механизма. Ограниченное вмешательство государства в экономику будет увеличивать разрыв между развитыми и другими странами, хищническое отношение к природе не убавится, а доля изношенных производственных фондов увеличится. В России такой сценарий означает износ производственных фондов, зависимость от импорта, консервация четвёртого технологического уклада вплоть до 2050 г. при том, что возможности, которые имеются сейчас у России в освоении V и VI техуклада, могут быть упущены безвозвратно.

При оптимистичном сценарии «Б» к 2050 г. происходит всеобъемлющая экологизация технологий, создаются наднациональные органы экономической власти в различного рода объединениях с сильной позицией государства в экономике, сокращается разрыв между развитыми странами, НИС и остальным миром. Проще говоря – господствующая ныне неолиберальная модель должна быть заменена гуманистически-ноосферной моделью. В России такой сценарий развития означает инновационное развитие потребительского, инновационно-инвестиционного (науки, машиностроения и строительства), т.е. излечение от последствий так называемой «нефтяной иглы».

В таблице 3.3 представлены оба сценария технологического развития в России в числах. Хотя в ней фигурирует прогноз на 2010 год (таблица составлена в середине 2000-х гг.), однако нас интересует именно прогноз на 2050 год. При сценарии «А» средневзвешенный состав технологических укладов вырастет к 2050 г. примерно на четверть. Самыми быстрыми темпами развития будут обладать потребительский, инфраструктурный и сырьевой сектора экономики, а также финансово-кредитная сфера и управление. В инновационно-инвестиционном секторе тех. уровень вырастет всего на 20 %, ещё медленнее он вырастет в машиностроении и нефтехимии. Пятый уклад будет господствовать в ВПК, банковском деле, сфере управления и экспортоориентированных отраслях. Шестой уклад начнёт осваиваться с большим запозданием.