Теоретические аспекты разработки фонда оценочных средств для диагностики уровня сформированности информационной компетентности у студентов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность: Ежедневно мы принимаем и передаем терабайты информации и будущему специалисту необходимо научиться работать с ними. Кроме того для адекватной, оперативной и грамотной работы нужно уметь обрабатывать, качественно запоминать и передавать информацию.

Анализ различных информационных материалов и научных источников присутствует в профессиональной деятельности любого специалиста. Студенты проводят много времени за учебниками, интернетом, видеоуроками, на лекциях и другими источниками информации, но не всегда они могут правильно и адекватно выделить нужную информацию. Более того, помимо восприятия смысловой нагрузки важными действиями над информацией является её запоминание и воспроизведение. Именно обозначенные действия вызывают серьезную проблему для обучающихся, у которых недостаточно сформированы умения работы над информацией.

В содержание информационной компетентности разные авторы  включают такие компоненты как:

мотивационно-ценностный, заключающийся в создании условий, которые способствуют вхождению обучаемого в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение к работе и к жизни в целом [13]; профессионально-деятельностный, определяемый как способность применять информацию, владение современными методами и способами поиска, сбора образовательной информации, умение находить информацию из различных источников, умение систематизировать и обобщать информацию, умение использовать полученную информацию для профессионально-педагогической деятельности [28, с. 23]; технико-технологический, отражающий понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик; коммуникативный, показывающий знание, понимание, применение естественных и формальных языков, технических средств коммуникаций для передачи информации от одного человека к другому (вербальных и невербальных); операциональный, заключающийся в коммуникативной, методической, организаторской и конструктивной деятельности [21, с. 30].

Поэтому актуальным являются процесс формирования и диагностики уровня сформированности информационной компетентности студента.

Цель исследования: создание фонда оценочных средств для диагностики уровня сформированности информационной компетентности у студентов.

Объект исследования: процесс формирования информационной компетентности.

Предмет исследования: диагностика уровня сформированности информационной компетентности студента.

Исходя из цели и гипотезы  исследования,  были сформулированы

задачи исследования:

1.  Проанализировать понятие «информационная компетентность», выделив её структурные компоненты, виды информации и приемы работы с информационным потоком.

2.  Выявить особенности разработки фонда оценочных средств для диагностики уровня сформированности компетенций студента

3.  Разработать фонд оценочных средств для выявления уровня сформированности информационной компетентности студента

Новизна исследования: обусловлена выбором аспекта исследования. Предпринята попытка анализа фонда оценочных средств информационно-эмоционального климата, что позволило нам расширить представления об осведомленности обучаемых информационной безопасности, а также углубить знания о роли фонда оценочных средств для обучения в высшем образовательном учреждении.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации сведений о фонде оценочных средств. Данная работа ценна тем, что мы выбрали самые значимые аспекты формирования фонда оценочных средств и провели их анализ с точки зрения их ценности в среде информационных потоков. Также в работе прописаны критерии успешного фонда оценочных средств информационной компетентности.

Практическая значимость работы заключается в разработке и описании фонда оценочных средств информационной компетентности, что может помочь при организации работы студента с информационном потоком. Кроме того, в курсовой работе представлены методические рекомендации по разработке стратегии подготовки информации для сохранения и изложения.

Структура данной курсовой работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ  ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1.1.  Содержание информационной компетентности

Современный этап развития образования отличается всё более плотным внедрением компетентностного подхода, который предполагает чёткую ориентацию на будущее, проявляющуюся в возможности построения каждым человеком своего образования с учётом успешности в профессиональной и личностной деятельности, а также в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации. В целом компетентностный подход исходит из следующей позиции:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
94 Kb
Скачали:
0