Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников.Методы и средства формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

оценочная – направлена на формирование и развития навыков оценки;

- аналитическая – для анализа верных и ошибочных действий участников;

- репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Мы считаем, что благодаря созданию этических ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их посредственно, ежедневно, а так же ту, что предстает перед ними посредственно – в книгах, картинах, видеозаписях.

В результате использования этих ситуаций у учащихся развивается нравственное мышление, закрепляются этические знания и умения, формируется нравственная позиция. А это в свою очередь и является нравственными качествами, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста.[18]

Таким образом, мы подошли к выводу, что для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы, экскурсии, демонстрации.

Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них эстетических представлений, обобщенных и дифференцируемых (что значит, быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т.д.) Методика формирования этих представлений должна основываться на конкретных, образных примерах из жизни, художественных произведений устного народного творчества, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.

Выводы по Главе 2.

Изучив, проанализировав учебные планы и программы, а также педагогический опыт по проблеме: «Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения» мы сделали следующие выводы:

содержание уроков литературного чтения воздействует на мысли, чувства, воображения детей; оказывают действенное влияние на их поведение; дает возможность «наблюдать» искусственно созданные модели поведения в любой жизненной ситуации; учит понимать многие человеческие чувства, вызывать определенное настроение и менять его.

формированию нравственных качеств способствуют различные методы: беседы; соревнования, при этом могут применяться все возможные средства для достижения поставленной цели: рисунки картины и т.д.

Заключение

Проблему нравственности исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации.

В результате анализа нравственного развития в психолого-педагогическом, методическом, содержательном планах были рассмотрены сущность и задачи нравственного развития младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние – развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.

Оптимальные условия формирования нравственных качеств и их показатели рассматриваются с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета уровней сформированности нравственных качеств. Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.

Формирование нравственных качеств детей на уроках литературного чтения обеспечивается следующими условиями:

- формирования нравственных качеств младших школьников осуществляется с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице) – использование таких средств как картины; рисунки, ТСО и др. позволяет обеспечить формирования нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливости, честности и др.

- содержание изучаемого материала раскрывает нравственные проблемы: добра и зла; нравственного выбора; жизненных ценностей и т.д.

Исследование подтверждает, что формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения способствует повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивает нравственное развитие личности в учебной деятельности.

И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Но это ли главная цель учителя?


Список литературы:

1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос. пед. Ун-т: Издательство ОмГПУ, 2013.

2. Аристотель. Сочинения в 4 – х томах – М: 1984, т.4.

3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание – М: Просвящение,2012.

4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций – М: Просвящение,2014.

5. Божевич Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии – М: Просвящение,2015.

6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников – М: Просвящение, 2009.

7. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов – М: Просвящение, 2013.

8. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. – М: Просвящение, 2014.

9. Дереклеева «Справочник классного руководителя» (1-4 класс) М: Просвящение, 2003.

10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка – М:1979, т.11

11. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод рекомендации/Ом. гос. пед. ин – т им Горького – Омск: ОГИПИ, 2015.

12. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности: 2007.

13. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.- М: Просвящение, 2013.

14. Контарбаев И.А. Нравственные развитие младших школьников в процессе воспитания: Просвящение, 2006.

15. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Просвящение 2007 – 386 с.

16. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. 1983.

17. Краткий словарь по философии: 1982.

18. Крупская Н.К. Задачи школы 1 ступени: Просвящение, 2011.

19. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Просвящение,2009.

20. Марьенко И.С. Нравственные становления личности школьника: Просвящение

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
127 Kb
Скачали:
0