Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введение

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей.

Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

Задержка психического развития в значительной мере связана с социальным фактором. Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества.

Большинство ученых и практиков признает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с задержкой психического развития необходимо уделить особое внимание социализации этих детей.

Отдельные аспекты рассматриваемой нами проблемы уже достаточно исследованы. Проблемой социализации занимались следующие ученные: Дж. Дьюи, В. Кукартц, Э. Берн, А. Адлер, Р. Гарднер, А. Маслоу, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон, П. Фулкье, У. Джеймс, Р. Лазарус, И. Гаккер, Л. Фестингер, Н.К. Крупская, М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинской, А.В. Петровского, А.А. Реана, Э.В. Ильенкова, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский,  А. Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и др.

Проблемой социализации дошкольников занимались: А.М. Аскарина и А.И. Мышкис, Гуров В.Н, Б.Д. Эльконина, Г.А. Гамезо, А.В. Запорожец.

Проблемой социализации дошкольников с задержкой психического развития занимались: В.В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л. М. Шипицина.

Однако на сегодняшний день все еще недостаточно исследована проблема в целом – особенности социализации дошкольников с задержкой психического развития. Это определяет актуальность нашего исследования и позволяет сформировать его проблему следующим образом – каковы особенности социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Цель исследования: выявить особенности социализации дошкольников с  задержкой психического развития.

Объект исследования: социализация  детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: социализация  детей дошкольного возраста  с  задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1.  Провести анализ теоретических и эмпирических исследований по изучаемой  проблеме.

2.  На основе теоретического анализа выявить особенности социализации у детей дошкольного возраста  с  задержкой психического развития.

3.  Рассмотреть организацию, методы и методики исследования особенностей социализации у детей дошкольного возраста  с  задержкой психического развития.

4.  Разработать методические рекомендации по формированию социально-важных качеств.

Гипотезой исследования послужило предложение о том, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития социализация имеет следующие особенности: из-за незрелости мотивационно-потребностной сферы, отсутствует выраженный интерес к явлениям физического мира и поэтому присутствуют качественное своеобразие формирования у дошкольников с ЗПР коммуникативной деятельности.

Методы исследования: Основным методом нашего исследования является теоретический анализ научной и научно-методической литературы.

Теоретическая значимость исследования:  заключается в том, что были рассмотрены и обобщены теоретические аспекты проблемы социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования подобранных автором методов и методик психодиагностического исследования особенностей социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также разработанных методических рекомендаций по особенностям социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития педагогом и психологом, работающим с детьми с задержкой психического развития.

Структура курсовой работы: курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, заключение.

Глава 1. Теоретические основы исследования социализации дошкольников с задержкой психического развития.

1.1.  Проблема социализации в зарубежной и отечественной психологии.

Представления о понятии «социализация» впервые начали развиваться в рамках социологии американским социологом Ф.Г. Гиддингс в конце XIX в. (1897 г.), а затем данный термин стал активно включаться в понятийный аппарат педагогики, психологии. Многие ученые (А.И. Ковалева, А.В. Мудрик, Н.М.Платонова, Ю.П. Платонов и др.) начали рассматривать его как одну из центральных категорий социальной педагогики. Данное понятие, несмотря на общую сущность, имеет у разных ученых

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
64 Kb
Скачали:
0