Былина как средство развития аналитических умений младшего школьника

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования Вологодская духовная семинария Вологодской епархии Русской Православной Церкви

Относительно верхней «шапки» нужно посоветоваться с Еленой Владиславовной

Былина как средство развития аналитических умений младшего школьника НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Курсовая работа

по методике преподавания русского языка

специальность ...........

студента 3 курса

Научный руководитель:

ВОЛОГДА

2017

Вот так примерно оформляется содержание (2 страница работы)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..................3

§ 1. Операция анализа: понятие и сущность…………………………. ..............5

§ 2. Былина как жанр литературы ……………………………………...............12

§ 3. Современное состояние изучения былин на уроках литературного чтения в начальной школе.……………………………. ............17

Заключение………………………………………………………………............23

Список литературы и источников…………………….......................................25

Приложение 1. Перечень учебно-методических комплексов, включающих жанр былины в начальной общеобразовательной  школе ................................27

В работу могут входить приложения, но они не входят в общее количество сраниц курсовой работы

ВВЕДЕНИЕ

Сначала во введении нужно обозначить актуальность вашей темы.

Она примерно обозначается так (но на другой теме):

Авторы многих современных учебников по литературному чтению для начальной школы предлагают для изучения жанр былины. Включение былин в программу начальной школы объясняется необходимостью патриотического воспитания детей, приобщения их к культуре предков, особенно в наше время, когда понятия Родины, долга, честного служения Отечеству теряют свой вес в сознании современного человека, что подчеркивает актуальность выбранной темы.

Однако необходимо учитывать и другие факторы. Былины в силу особенностей содержания, объединяющего реальность и фантастику, мифологию и конкретные исторические события сложны для понимания не только младшими школьниками, но и взрослыми людьми. Ребенок из-за недостаточной базы знаний в области истории, небольшого житейского опыта, отсутствия литературоведческой подготовки не в состоянии в полной мере осознать синтез разнородных элементов. Кроме того, сам язык былины сложен: изобилует архаизмами, историзмами, нетипичными синтаксическими конструкциями.

Чтобы облегчить положение маленького читателя, авторы учебников прибегают к адаптации былинных текстов. Учителя работают  над тем, как донести до детей смысл былины, сделать его доступным. Так, учебник литературного чтения под редакцией О.В. Кубасовой, В.Г. Горецкого предлагает вопросы и задания направленные на выяснение последовательности действий, характеристику действующих лиц. 

Отчасти данные задания направлены на эмоционально-оценочную характеристику персонажей и их поступков, следовательно, они имеют тесную связь с выработкой необходимых аналитических умений, таких как восприятие изобразительно-выразительных средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении, целостное восприятие образа как элемента, служащего для раскрытия идеи, умения видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения и других.  Аналитические умения являются основным компонентом структуры читательской  деятельности.

Известно, что для развития аналитических умений младших школьников важно формировать их личное отношение к прочитанному произведению. Над проблемой полноценного восприятия художественного произведения работали и работают Т.А. Сиверикова, Л.П. Никитина, М. А. Cинникова и др.  Данные исследователи  утверждает, что способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что его затрудняет. Также педагог отмечает необходимость научить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой.  Точки зрения этих авторов позволяют нам судить о том, что если процесс восприятия нарушен, то страдает и анализ художественного произведения. Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности, что доказывает актуальность выбранной темы.

Обязательно в ваших работах нужно указать, кто работал до вас над вашей темой. Это я показываю желтым цветом.

Таким образом, актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточное описание приемов работы над жанром былины обусловили выбор темы, объекта, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом исследования является процесс развития аналитических умений младших школьников.

Предмет исследования – былина как средство развития аналитических умений младших школьников на уроках литературного чтения.

Похожие материалы

Информация о работе