Былина как средство развития аналитических умений младшего школьника, страница 3

Отличие фольклорных произведений от литературных состоит в том, что они создавались не на книжном, литературном, языке, а на живом, разговорном, народном, имеющем свои лексические и звуковые черты, идущие от местных говоров. Художественные приемы, формирующие былинный текст и стиль, встречаются и в других фольклорных жанрах – сказках, песнях и т.п., но былина имеет свои характерные черты, свой поэтический язык и особый художественный мир. Учитель должен знать особенности былин и учитывать их при обучении детей чтению былин.

Былинам присуща своя ритмико-мелодическая структура стиха, которая влияет на правильность исполнения былины.

Поэтому для былин характерны особенности чтения:

1.  Неторопливый, плавный, спокойный темп речи.

2.  Былина читается напевно (речитативом): гласный пропевается, и одно слово как бы выливается из другого.

3.  Ритмически организованный былинный стих звучит торжественно, величаво, подчёркивая особую важность как самого исполнения, так и тех событий, о которых рассказывается в былине.

4.  Былинная речь отступает от правил современного произношения: гласные звуки в неударном положении не меняют своего звучания, все согласные тоже произносятся четко.

5.  В каждой былинной строке есть слово, которое является ее смысловым центром. Оно выделяется при чтении, чтобы то, о чём читают, было понято правильно.

6.  Былины создаются тоническим, народным стихом. В стихотворных строках может быть разное число слогов, но должно быть относительно равное число ударений.

7.  Для создания ритмического рисунка в былинной строке повторяются предлоги, норма которых поддерживается ритмической структурой стиха, т.к. опущение предлога повлечет ее нарушение [Вечканова].

Былины  отличаются устойчивостью структуры, которая строится на   традиционных компонентах: запевах, зачинах, формулах, повторах, лейтмотивах, исходах [Вечканова]. Все они обязательны, кроме запева. 

Запев – вступление, которое имеет целью привлечь внимание слушателей, создать определённое настроение. Он не связан прямо с содержанием былины.

Зачин – начальная, вводная часть былины. В ней указывается время и место действия, называются герои, о которых идет речь.

Формулы, или общие места, – устойчивые элементы повествования, к которым относятся одинаковые описания: пира, страшного вида врага, седлания коня, выезда богатыря и т.д. С одной стороны, это облегчает запоминание былинного текста, с другой – дает художественно выразительную, более полную картину событий [Вечканова].

В былинах, как и в сказках, употребляются повторы разных видов, особенно тройные. Повторы своеобразны: обычно это один и тот же эпизод, который приводится три раза. Тройные повторы используются в былинах для того, что бы показать многократность действий или длительность происходящего во времени, потому что число три раньше имело условное значение множественности.

Лейтмотив – вид повтора, который может много раз встречаться в одной и той же былине и подчеркивает ее основную тему.

Исход или концовка – конечные слова былин, создающие ощущение завершенности былинного рассказа.

Особенности былинного строя помогают читателю воспринять идейную сущность произведения. Этому служит и строение сюжета, ход развития действий.

Основой сюжета обычно является важное, значительно событие. В центре былины всегда богатырь: он действует, достигает определённой цели.

Для былин характерна ретардация – замедление действия в результате подробного описания, например седлания коня, или повторение ситуации, например точное словесное воспроизведение послом поручения князя. Такие замедления останавливают на себе внимание слушателей и повышают напряженность ожидания развязки.

Важное место в былинном сюжете занимает диалог – драматическое объяснение героев, в котором выявляются цели их действий и душевные состояния.