Былина как средство развития аналитических умений младшего школьника, страница 4

Значительность событий и героев былин обусловила общий характер их изображения – гиперболизацию. Сказители часто пользовались приемом гиперболы, стремясь подчеркнуть могущество героя, давали преувеличение внешности, качеств богатыря. Преувеличивались внешние черты врага родной земли, что давало возможность показать отрицательное отношение к нему, подчеркнуть опасность, исходящую от врага.

Художественный мир былин не только гиперболичен, но и контрастен. Прежде всего, противопоставляются образы богатырей и врагов: Ильи и Идолища, Добрыни и Змея, Алеши и Тугарина и т.д. Это противопоставление различает их не только по внешнему виду (обычный человек-великан), но и по характеру (защитник земли – захватчик, русский и христианин - иноземец и иноверец). Бывают противопоставления и ситуативного плана: первоначально героя недооценивают, а затем его настоящие качества ярко раскрываются; действие получает неожиданное развитие [Калугин, Карнаухова].

Былины отразили  различные стороны жизни русского народа в прошлом, поэтому многообразны и темы былин. Основную часть былинного эпоса составляют две группы былин: героико-патриотические и социально – бытовые [Лихачёв, Пропп].

Русский народ-труженик и созидатель – часто должен был по вине чужеземцев-захватчиков оставлять свой труд и с оружием в руках отстаивать право на жизнь. Борьба за свободу, честь и независимость занимала большое место в жизни народа, вот почему народ создал много былин о подвигах героев национально –  освободительной борьбы. Эти былины называют героико-патриотическими, или богатырскими. К ним относятся былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. В центре этих былин – описание борьбы с внешними врагами.

Былины, посвященные общественной жизни страны, называют социально – бытовыми. К ним относятся такие былины, как «Вольга и Микула», «Дюк Степанович», «Добрыня и Маринка», былины о Садко и др.

Деление былин на циклы – киевский и новгородский – было предложено В.Г. Белинским. Он сделал это на основании связи содержания былин или с Киевом, или с Новгородом, двумя политическими центрами Древней Руси. Современные фольклористы учли особенности сюжетов и образов героев, которые хранили в себе владимиро-суздальские, рязанские и галицко-волынские черты, и пришли к выводу, что былины слагались не только в киевских и новгородских, но и в других русских землях [Аникин, Вечканова, Калугин, Карнаухова].

Стилистическое своеобразие былин определяется, с одной стороны, традиционностью выразительных средств, с другой  - оценочным характером их употребления соответственно по содержанию произведений и образов персонажей. В былинах наиболее употребительны такие выразительно-изобразительные средства, как эпитеты, сравнения, тавтологические обороты. Эти выразительные средства есть и в других жанрах, но для былин они обязательны. Таковы, например, эпитеты, присущие именно былинам: стольный Киев-град, дружинушка хоробрая, шатры белые, востро копье, гусли звончаты. В других жанрах таких словосочетаний нет.   Эпитеты в былинах выражают отношение народа к изображаемым событиям, т.е. имеют определенное оценочное значение. Главный герой былин – могучий богатырь. Он неизменно называется добрым молодцем, удалым молодцем. У него силушка великая, громкий голос, сердце богатырское. Верный помощник богатыря – конь, который в былинах наделяется яркими эпитетами: богатырский, добрый, резвый и т.п. Типичны и тавтологические эпитеты: светлая светлица, соль соленая, старость старая, меды медвяные.

С целью противопоставления в былинах используются специальные уменьшительно-ласкательные формы: Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька и др.

После каждого параграфа д.б. вывод. Он строится примерно так: