Былина как средство развития аналитических умений младшего школьника, страница 2

Цель исследования: изучить былину как средство развития аналитических умений младших школьников на уроках литературного чтения.

В соответствии целью исследования были определены следующие задачи: сколько параграфов, столько и задач будет

1.  Раскрыть понятие и сущность операции анализа.

2.  Рассмотреть былину как жанр литературы.

3.  Представить современное состояние изучения былин на этапе анализа на уроках литературного чтения в начальной школе.

  Методы исследования: анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по данной теме,  анализ, сравнение, обобщение.

У вас будут те же методы, но только литература другая будет

§ 1. Операция анализа: понятие и сущность

Пишется текст параграфа

§ 2. Былина как жанр литературы

Привожу пример того, как примерно д.б. оформлен текст параграфа.

Но, у тех, кто пишет курсовую работу по истории РПЦ ссылки м.б. несколько иначе оформлены. Об этом посоветуйтесь со своим руководителем.

Одним из интересных литературных жанров, с которым знакомятся обучающиеся общеобразовательной школы уже с начальной ступени обучения являются былины. Былины, или старины, – жанр русского народного эпоса, песни-сказания о   богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Былины принадлежат к устному народному творчеству (фольклор) [Астафьев, Квятковский, Фролнов, Чердынцев]. Ссылки затем при окончании работы будут оформлены теми номерами из списка, под которым у вас источник. Например: [12].

Былины выросли из древних песен и легендарно-сказочных повествований.   История своеобразно сочетается в них с поэтическим  вымыслом, реальность с фантастикой. Величественность образов, пафос и монументальность былин способствовали их популярности в широких слоях народа.  Главное в этих произведениях – рассказ о героических подвигах: один или несколько богатырей, самоотверженно преданных родине, беззаветно храбрых и благородных, сражаются за родную землю и спасают её от порабощения. Война изображается здесь не как столкновение войск, а как поединки отдельных героев.

Долгое время былины сохранялись в устной передаче, поэтому не дошли до нас в первозданном виде: время их записи отделено от времени их сложения столетиями, поэтому в былинах нередки анахронизмы, контаминации событий.

Существует  несколько точек зрения на происхождение былин и их последователи  полагают,  что не столь важно искать в былинах конкретные исторические события и реально существовавших героев. Если эти события и нашли в них отражение, то в изменённом, соответственно законам жанра, виде. Эти эпические произведения представляют собой плод  фантазии народа. Они являются результатом развития культуры народа, его поэтического творчества [А.П. Скафтымов,  В.Я. Пропп,  Б.Н. Путилов].

Однако с этой точкой зрения не согласен Д.С. Лихачев, который считает, что былины чаще всего отражали именно конкретную историческую действительность.  Известно, что древнерусские летописцы включали в свое повествование сведения, полученные из былин, «следовательно, – пишет академик  Д.С. Лихачев, – летописцы рассматривали былины как своего рода исторический источник и не сомневались в том, что былина рассказывает о действительно имевших место событиях и о действительно существовавших лицах…» [Лихачёв]. «Художественное обобщение в былинах, подобно тому, как это было в древнерусской литературе, – пишет Д.С. Лихачёв, – шло от единичного исторического факта, от конкретного исторического лица и конкретно исторического события» [Лихачёв]. Представляется, что эта, последняя,  точка зрения наиболее справедливая [Кузьмин А.И.].