3.2. Промежуточный вал.
3.2.1. Проектный расчет вала.
Предварительное значение диаметра участков вала для установки подшипников качения определяем по формуле [4,с.3]:
где для промежуточного вала двухступенчатого соосного редуктора [4,с.3]; принимаем из стандартного ряда чисел [3,с.51]:
3.2.2. Расчет шпоночных соединений
3.2.2.1. Соединение вала с зубчатым колесом
Колесо устанавливается на вал диаметром . Участок вала и ступица колеса выполнены длиной .Вал изготовлен из стали марки 40ХН. Нагрузка нереверсивная. Наибольшей длительно действующий момент . Коэфициент перегрузки . Вращающий момент передается обыкновенной призматической шпонкой с закругленными торцами. Допускаемая длина шпоночного паза:
По диаметру вала вибираем [4,прилож.1] обыкновенную призматическую шпонку шириной , высотой , длиной , с глубиной паза вала .
Рабочая длина шпонки:
.
Номинальное давление на поверхности контактабоковойгранишпонки с пазом ступицы по формуле [4, c.17]:
Допускаемые давления в неподвижном соединениисо стандартной шпонкой при посадке с натягом стальной колеса на стальной вал [4, табл.2.1]:
Условие износостойкости шпоночногосоединения
выполняется.
Условие прочности на смятие шпоночногосоединения
выполняется.
3.2.3. Выбор и расчет подшипников.
Предварительно выбираем по каталогу однорядные конические роликоподшипники легкой узкой серии 7206, у которых
Длину участков определяем по эскизу вала: a = 55 мм; b = 74 мм; c = 41 мм.
Реакции опор в горизонтальной плоскости:
Проверка
Реакции опор в вертикальной плоскости:
Проверка
Радиальные нагрузки на подшипники:
Осевые нагрузки на подшипники:
Эквивалентные динамические нагрузки:
Эквивалентная динамическая нагрузка подшипника А по формуле [6, c.12]:
где V = 1 при вращении внутреннего кольца подшипника по отношению к направлению радиальной нагрузки;
KБ = 1,3 по табл. 5.4 [6, c.13] для редукторов;
KТ = 1 при t < 1000C;
Параметр осевого нагружения равен [6,прилож.2], следовательно, при
находим X =0,4 и Y =1,645.
Эквивалентная динамическая нагрузка подшипника В по формуле [6, c.12]:
Параметр осевого нагружения равен [6,прилож.2], следовательно, при
находим X =1 и Y =0.
Наиболее нагруженным является подшипник B.
Расчетный ресурс подшипника В при вероятности безотказной работы 0,99 по формуле [6, c.11]:
,где m= для шарикоподшипников;
а1=0,21 по табл.5.1[6,стр.10];
а23=0,7 по табл.5.2 [6,стр.11] для обычных условий применения
Это значение больше требуемого ресурса 10162 ч.
3.2.4. Конструирование вала-шестерни
Размеры вала : ;диаметр Длина шпоночного паза [4,стр.6]
Выбрав [3,с.535] однорядные конические роликоподшипники легкой узкой серии 7206, у которых размер фаски:
Для повышения технологичности конструкции вала выполняем на переходных участках между посадочными поверхностями и заплечиками галтели [3, с.423] радиусом закругления r=1 мм
Длина посадочной поверхности для подшипника 7206 [3, с. 531] равняется его ширине: Вал должен выступать за торец внутреннего кольца подшипника только на величину координаты фаски c = 2 мм. Длину других участков вала определяем по эскизу редуктора.
Нужная для расчета на прочность шероховатость поверхностей [2, с.323, табл. 22.3] вала под подшипники качения Ra = 0,8 мкм; канавок, радиусов галтелей и несопряженных цилиндров Ra = 6,3 мкм. Те же значения шероховатостей принимаем и для остальных валов.
3.2.5. Расчет вала-шестерни на прочность
3.2.5.1. Материал вала
Материал вала-шестерни выбран при расчете зубчатой передачи.
Механические характеристики стали 40ХН [4,стр.7,табл.3.1]:
3.2.5.2. Эскиз и расчетная схема вала
Вал с насажанными деталями изображаем в масштабе. Под эскизом вала составляем его расчетную схему. Вал рассматриваем как балку на шарнирных опорах, которые расположены посередине радиальных однорядных шарикоподшипников. Сосредоточенные внешние нагрузки на вал прикладываем посередине шестерни и цилиндрического конца в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Крутящий момент Т2 на цилиндрическом конце направляем против вращения вала.
Длину участков определяем по эскизу вала: a = 55 мм; b = 74 мм; c = 41 мм.
3.2.5.3. Реакции опор.
Значение реакций опор вычислены в п. 3.2.3.
3.2.5.4. Эпюры изгибающих и крутящих моментов
Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости на левом и правом конце:
участка а:
участка b :
участка с:
Изгибающие моменты в вертикальной плоскости на левом и правом конце:
участка а:
участка с:
участка b:
;
Суммарные изгибающие моменты на левом и правом конце:
участка a
участка b
участка c
Крутящий момент в сечении вала равняется сумме внешних крутящих моментов, крутящий момент, направленный против часовой стрелки, если смотреть на сечение со стороны внешней нормали. Крутящие моменты в сечениях вала: на участках а и с - Т = 0; на участке b - Т = Тпром = 95,74Н*м.
3.2.5.5. Опасные сечения вала
На эскизе вала намечаем предположительно опасные сечения и сопоставляем их между собой, используя эпюры моментов. Оставляем для расчета сечения 5 и 6, обусловленное наличием ступенчатого перехода, 4 наиболее нагруженное сечение. Таким образом, оставляем для дальнейшего расчета сечения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.