1 Общие расчеты
1.1. Выбор электродвигателя.
При постоянной нагрузке нужная мощность электродвигателя определяется по формуле:
Рэдт≥ Т· ω/ ηобщ , кВт
Где: Т- вращающий момент, Н·м;
ω- угловая скорость вращения ведомого вала, рад/с;
ηобщ – общее кпд привода;
ηобщ = ηз· ηрем
Где: ηз = 0,97 – КПД зубчатой передачи ([1],табл. 1.1);
ηрем = 0,95 – КПД опор приводного вала ([1],табл. 1.1).
ηобщ =0,95·0,97=0,922
Вращающий момент определяется по формуле:
Т=Р/ ω ,Н∙м
Где: Р- мощность на ведомом валу редуктора, Р=3кВт (по заданию);
ω=2,3π ( по заданию).
Т=3000/(2,3·3,14)=415,4 Н∙м
Рэдт =415,4·2,3·3,14/0,922=3,3 кВт
Определим частоту вращения выходного вала:
nвых=30· ω/ π ,мин-1
nвых=30· 2,3π / π=69 мин-1
Требуемая частота вращения электродвигателя:
nвыхтр= nвых·Uред , мин-1
Где: Uред – передаточное число редуктора.
Uред = Uрем · Uзуб
Где: Uрем – передаточное число ременной передачи, Uрем =3 ([1],табл.1.2);
Uзуб – передаточное число зубчатой передачи, Uзуб =5 ([1],табл.1.2).
Uред =3·5=15
nвыхтр= 15·69= 1035 мин-1
Выбираем электродвигатель типа:
112МА6/950; Рэд =3 кВт; nэд =950 мин-1 ; Тпускэд /Тном =2 ([1],табл. 24.9).
Проверка выбранного двигателя:
Тпуск /Тном ≤ ( Тпускэд /Тном ) ·(Р/Рэдт)
Тпуск /Тном =1,4 – по графику нагрузки.
( Тпускэд /Тном ) ·(Р/Рэдт)=2 ·(3/3,3)=1,8
1,4<1,8 – проверка сходится
Окончательно принимаем электродвигатель 112МА6/950.
1.2. Уточнение передаточных чисел привода.
Общее передаточное число привода:
Uобщ = nэд /nвых
Uобщ =950/69=13,77
Передаточное число редуктора:
Uред =Uобщ /Uпер
Uред =13,77/3=4,59
1.3. Определение крутящего момента на валах.
Частота вращения вала колеса тихоходной ступени:
n2т = nвых · Uзуб ,мин-1
n2т =69·5=345 мин-1
n1т = n2т · Uрем , мин-1
n1т=345·3=1035 мин-1
Вращающий момент приводного вала:
Тпр вала =Т1т/ Uрем ,Н∙м
Тпр вала =93,3/3=31,1 Н∙м
Вращающий момент на приводном валу:
Т в =Р/ ω , Н∙м
Т в =3000/(2,3·3,14)=415,4 Н∙м
Момент на валу колеса тихоходной ступени редуктора:
Т 2т = Т в ,Н∙м
Т2т =415,4 Н∙м
Вращающий момент на валу шестерни редуктора:
Т1т =Т2т/( Uт · ηз), Н∙м
Т1т =415,4/(4,59· 0,97)=93,3 Н м
2. конструирование и расчёт зубчатой передачи.
2.1. Расчёт тихоходной ступени.
Исходные данные:
Срок службы привода L=8 лет;
ксут=0,2;
кгод=0,5;
n1=1035 мин-1 ;
Uред =4,59.
Общее время работы привода:
Lh=L · 365· кlгод · ксут· 24, ч
Lh=8 · 365·0,5 · 0,2· 24=7008 ч
Пиковый момент вращения определяется по формуле:
Тпик=кпер· Тmax ,Н∙м
Тпик=1,4· 415,4=581,56 Н∙м
2.1.1 Выбор материала, термообработки колёс и определение допускаемых напряжений.
Выбор материалов для изготовления шестерни и колеса ([1],табл.2.1):
Шестерня: Сталь 40ХН, улучшение и поверхностная закалка ТВЧ, 269-302 НВ, 48 – 53 HRC,σВ = 750 МПа, Dпр =200мм, Sпр =125мм;
Колесо: Сталь 40ХН, улучшение, 235 – 262 HB, σВ = 750 МПа, σТ = 450 МПа, Dпр =315мм, Sпр =200мм.
Допускаемое контактное напряжение:
[σ] н =σ нlim · ZN ZR ZV/SH , МПа
Где: σ нlim – предел контактной выносливости ([1],табл.2.2):
σ1 нlim =17· HRCср +200, МПа
σ1 нlim =17· ((48+53)/2) +200=1058,5 МПа
σ2 нlim =2· HВср +70, МПа
σ2 нlim =2· ((235+262)/2) +70=567 МПа
ZN – коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса
ZN =(NHG/(µH · NK ))1/6, при условии 1≤ ZN≤ ZNmax
Число NHG циклов, соответствующее перелому кривой усталости, определяется по средней твёрдости зубьев
NHG=30·НВср 2,4 ≤12·107
NHG1=30·((461+521)/2)2,4 =8,62·107≤12·107
NHG2=30·((235+262)/2)2,4 =1,68·107≤12·107
Ресурс NК передачи в числах циклов перемены напряжений при частоте вращения n мин-1 и времени работы Lh :
NК=60·n·nз· Lh , циклов
NК1=60·1·1035· 7008=43,5·107 циклов
NК2=60·1·345· 7008=14,5·107 циклов
µH – коэффициент пропорциональности с учётом режимов нагружения
µH =Т3·0,3+0,7·0,253=0,3+0,01=0,31
ZN1 =(8,26/(0,31 · 43,7))1/6=0,93
ZN2 =(1,68/(0,31 ·14,5 ))1/6= 0,85
ZN1 = ZN2 =1
ZR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев
ZR1 =1, так как поверхность шестерни более грубая ;
ZR2 =1,1 , так как колёсный вал шлифованный.
ZV – коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости
ZV1 =0,925 V0,05 ≥1 , Н>350НВ
V1 ’=(n1/(103 CV))(T1T/(U2 Ψa’))1/3, м/с
Где: Ψa’ – коэффициент ширины ([2], табл.3,3), Ψa’=0,5;
CV =15 ([2],табл.4,9).
V1 ’ =(1035/(103 15))(93,3/(4,592 0,5))1/3= 0,14 м/с
ZV1 =0,925 0,140,05 =0,8< 1
Принимаем ZV1 =1
ZV2 =0,85 V0,1 ≥1 , Н<350НВ
V2 ’=(n2/(103 CV))(T2T/(U2 Ψa’))1/3, м/с
Где: Ψa’ – коэффициент ширины ([2], табл.3,3), Ψa’=0,5;
CV =15 ([2],табл.4,9).
V2 ’ =(345/(103 15))(415,4/(4,592 0,5))1/3= 0,078 м/с
ZV2 =0,925 0,0780,1 =0,66< 1
Принимаем ZV2 =1
SH – коэффициент запаса прочности
SH1=1,2 , так как шестерня с поверхностной закалкой;
SH2=1,1 , так как структура колеса однородная.
Допускаемое контактное напряжение шестерни:
[σ] н1 =1058,5· 1 1 1/1,2=882 МПа
Допускаемое контактное напряжение колеса:
[σ] н2 =567· 1 1,1 1/1,1=567 МПа
Допускаемое напряжение изгиба:
[σ] F =σ Flim · YN YR YA/SF , МПа
Где: σ Flim – предел выносливости ([1],табл.2,3)
σ Flim1 = 650 МПа
σ Flim2 = 1,75 НВср
σ Flim 2=1,75 248,5=434,88 МПа
YN – коэффициент долговечности и режима нагружения
YN=(NFG/µFNK )1/g , при условии 1≤ YN≤ YNmax
Где: NFG =4 106 циклов соответствуют перелому кривой усталости;
µF =µН=0,31 – коэффициент пропорциональности с учётом режимов нагрузки;
В следствие того, что ресурс передачи чисел циклов вычисляют также, как и при расчётах по контактным напряжениям, то принимаем
NК1=43,5·107 циклов,
NК2=14,5·107 циклов;
g=6 – для улучшенных зубчатых колёс,
g=9 – для закаленных и поверхностно – улучшенных зубьев;
YN1=(4 106 /(0,31 43,5 )1/9=0,68
Принимаем YN1=1
YN2=(4 106 /(0,31 14,5 )1/6=0,66
Принимаем YN2=1
YR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости
YR1 =1,3 , так как шестерня с улучшением и поверхностной закалкой,
YR =1,2 , так как зубья колёс полированы;
YА – коэффициент, учитывающий влияния двухстороннего приложения нагрузки
YА1 =0,75 , так как сталь закаленная,
YА2 =0,65 , так как сталь улучшена;
SF – коэффициент запаса прочности
SF =1,7 ,так как колёса нецементируемые;
[σ] F1 =650 1 1,3 0,75/1,7=373 МПа
[σ] F =434,88 1 1,2 0,65/1,7=200 МПа
2.1.2. Проектный расчёт.
Определение геометрических параметров.
Межосевое расстояние
Предварительное межосевое расстояние:
аw =к(U+1)(T1/U)1/3
Где: Т1 – вращающий момент на шестерне, Н м ;
U – передаточное число;
к – коэффициент зависимости от поверхностной твёрдости зубьев шестерни и колеса, к=8;
аw’=8(4,59U+1)(93,3/4,59)1/3=122,05 мм
Окружная скорость V:
V=(2 π аw’ n1)/(6 104(U+1)) ,м/с
V=(2 3,14 122,05 1035)/(6 104(4,59+1))=2,37 м/с
Принимаем девятую(9) степень точности передачи ([1],табл.2.5).
Уточняем предварительно найденное значение межосевого расстояния по формуле:
aw=Ka (U+1) ((KH T1)/(Ψba U [σ]2H))1/3
Где: Ka =410 – для косозубых колёс, МПа1/3 ;
Ψba - коэффициент ширины при симметричном расположении колёс относительно опор, Ψba =0,5;
KH – коэффициент нагрузки в расчётах на контактную прочность
KH =KHV KHβ KHα
KHV – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения ([1],табл. 2.6), KHV =1,06;
KHβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий
KHβ =1+(K°Hβ -1) KHw
Где: K°Hβ – коэффициент неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы, принимается в зависимости от Ψbd
Ψbd =0,5 Ψbа (U+1)
Ψbd =0,5 0,5 (4,59+1)=1,4
K°Hβ=1,08 ([1],табл.2,7);
KHw – коэффициент для колеса с меньшей твёрдостью, KHw =0,37 ([1],табл.2,8);
KHβ =1+(1,08 -1) 0,37=1,03;
KHα – коэффициент распределения нагрузки между зубьями
KHα=1+(K°Hα -1) KHw
K°Hα - коэффициент распределения нагрузки между зубьями в начальный период работы
K°Hα =1+А (nст -5), при 1≤ K°Hα≤1,6
А=0,25 – для зубчатых колёс с твёрдостью Н1>350 HB и Н2<350HB
K°Hα =1+0,25 (9 -5)=2
Принимаем K°Hα =1,6;
KHα=1+(1,6 -1) 0,37=1,222
KH =1,06 1,03 1,222=1,33
aw=410 (4,59+1) ((1,33 93,3)/(0,5 4,59 8822))1/3 =95
Принимаем aw=100 мм
Предварительные основные размеры колеса:
Делительный диаметр:
d2 = 2 αW u/(u+1);
d2 = 2 100 4,59/(4,59+1) = 164 мм.
Ширина:
b2 = ψba αW ;
b2 = 0,5 100 = 50 мм.
Принимаем b2 = 50 мм [1, стр.410, табл.24.1].
Модуль передачи:
Максимально допустимый модуль:
mmax ≈ 2 αW / [17(u+1)] ;
mmax ≈ 2 105 / [17(4,59+1)] = 2,1.
Минимальное значение модуля:
Кm КF T1 (u+1)
mmin = αW b2 [σ]F
Где:
Кm = 2,8×103 (косозубая передача);
КF – коэффициент нагрузки при расчёте по напряжениям изгиба
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.