4. Конструирование и расчет валов. Выбор и расчет подшипников и шпонок.
4.1. Быстроходный вал
Исходные данные
;
. Материал
шестерни сталь 40ХН с твердостью 45-50 HRC1; крутящий момент
. Силы в
зацеплении: окружная
,
радиальная
;
.
Коэффициент перегрузки
.
Частота вращения
.
4.1.1. Проектный расчет вала
Предварительное значение диаметра участка вала:
в соответствие [1,
стр. 410, табл. 24.1] принимаем .
4.1.2. Конструирование вала шестерни
Диаметры участков вала (см. рис. 1)
,
принимаем
, где
[1,
стр. 42].
, где
,
принимаем
в
соответствие с [1, стр. 422, табл. 24.16].
,
принимаем
.
.
,
,
,
конструктивно принимаем
.
Размеры цилиндрического конца вала по [1, стр. 432, табл. 24.28]:
;
;
;
;
.
Нужная для расчета на прочность шероховатость поверхностей [4, стр. 23]:
Ø под резиновую манжету
Ø под подшипник качения и
цилиндрического конца
Ø канавок, радиусов галтелей
несопряженных цилиндров
4.1.3. Расчет вала шестерни на прочность
1. Материал вал
Материал вала-шестерни сталь 40ХН. Механические характеристики стали [4, стр. 7]:
;
;
;
.
2. Эскиз и расчетная схема вала
Вал с насаженными деталями изображаем в масштабе. Под эскизом вала составляем его расчетную схему.
Поперечная сила, действующая от муфты на вал
, где
-диаметр
действия окружной силы в муфте [4, стр. 40, табл. 4.2].
Длину участков определяем по эскизу вала:
,
.
3. Реакции опор
Реакция опор в горизонтальной плоскости
Проверка:
Реакция опор в вертикальной плоскости:
|
![]() |
Проверка
4. Эпюры изгибающих и крутящих моментов
Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости на левом и правом конце:
Участка :
;
участка :
участка :
.
Изгибающие моменты в вертикальной плоскости на левом и правом конце:
Участка :
участка :
участка :
Суммарные изгибающие моменты на левом и правом конце:
Участка :
участка :
участка :
Крутящие моменты в сечениях вала:
.
5. Опасные сечения вала
На эскизе намечаем предположительно опасные сечения согласно эпюрам 1 и 2.
6. Эквивалентные напряжения
Изгибающие моменты находим по эпюре суммарных изгибающих моментов:
В сечение 1:
;
в сечение 2:
.
Крутящие моменты в намеченных сечениях вала определяем по эпюре крутящих моментов
.
Моменты
сопротивления сечений вала при изгибе и кручении
определяем
по формулам [4, стр. 11, табл. 3.3].
В сечении 1
шестерня с круговыми зубами и диаметрами ,
,
.
;
.
В сечении 2
участка вала с диаметром :
;
.
Номинальные напряжения изгиба и кручения в сечения вала:
;
;
;
.
Эквивалентные напряжения в сечениях вала по четвертой (энергетической) теории прочности:
;
.
7. Расчет вала на сопротивление пластическим деформациям
Расчет вала на
сопротивление пластическим деформациям выполняем по сечению 2, в котором
возникает наибольшее эквивалентное напряжение. Определяем напряжение в опасном
сечении вала при кратковременной перегрузке () по
формуле:
.
Коэффициент запаса по пределу текучести материала вала
.
Допускаемое
значение коэффициента запаса по пределу текучести [4, стр. 12] определяем по
пластичности ()
материала вала, применяя линейную интерполяцию:
.
Условие прочности вала по сопротивлению пластическим деформациям выполняется:
.
4.1.4. Расчет вала-шестерни на жесткость.
Участок ступенчатого вала, расположенный слева от левого подшипника (см рис.1), заменяем эквивалентным по жесткости гладким валом. Определяем длины ступеней участка вала по рис.1. и осевые моменты инерции сечений.
Осевой момент инерции сечения вала по формуле 4.1 [4, c.18]:
Расчетную схему вала-шестерни приводим в соответствие со схемой вала из табл.4.1 [4, c.19]:
Перемещения оси вала определяем из табл.4.1 [4, c.19], принимая модуль упругости стали 40ХН равным Е = 210000 МПа.
Угол поворота оси вала
на опоре А: в горизонтальной плоскости
в вертикальной плоскости
полный угол
Угол поворота оси вала на опоре В:
в горизонтальной плоскости
в вертикальной плоскости
полный угол
Углы поворота оси вала на опорах А и В
меньше допускаемого значения [4, cтр.21, табл.4.3] угла поворота под
роликовыми коническими подшипниками
Угол поворота оси вала посередине шестерни:
в горизонтальной плоскости
в вертикальной плоскости
полный угол
что меньше допускаемого угла поворота
[4, cтр.21, табл.4.3] зубчатого
колеса Таким
образом, условия жесткости вала-шестерни выполняются.
4.1.5. Расчет шпоночного соединения
Полумуфта
устанавливается на цилиндрическом конце вала диаметром по
переходной посадке
.
Конец вала и ступица полумуфт выполнены длиной
. Вал
изготовлен из стали 40ХН, а полумуфта из чугуна СЧ20. Нагрузка нереверсивная.
Наибольший длительно действующий момент
.
Коэффициент перегрузки
.
Вращающийся момент передается обыкновенной призматической шпонкой с закругленными торцами. Осевое фиксирование полумуфты осуществляется установочным винтом, который стопорится от самоотвинчивания пружинным замковым кольцом. Цилиндрический конец установочного винта входит в отверстие в шпонке.
Допускаемая длина шпоночного паза
, где S - расстояние от торца или ступенчатого перехода вала до
шпонки [5, cтр.5].
По диаметру вала выбираем [1 cтр.432, табл.24.29] обыкновенную
призматическую шпонку шириной
,
высотой
, длиной
, с
глубиной паза вала
:
.
Рабочая длина шпонки
.
Номинальное давление на поверхности контакта боковой грани шпонки с пазом ступицы полумуфты:
Допускаемое давление в неподвижном соединении со стандартной шпонкой при переходной посадке чугунной ступицы на стальной вал [5, cтр.6, табл.2.1]
Условие износостойкости шпоночногосоединения
выполняется.
Условие прочности на смятие шпоночного соединения:
выполняется.
4.1.6. Выбор и расчет подшипников на долговечность при постоянном нагружении
Предварительно
выбираем конические подшипники по [1, cтр.422, табл.24.16] средней серии , у
которых
,
,
,
,
.
Подшипнику
воспринимающему внешнюю осевую нагрузку на вал , присваиваем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.