Министерство образования Российской Федерации
Ульяновский государственный технический университет
Кафедра:”Детали машин”
Расчет зубчатых передач редуктора
Схема 2 вариант 5
Выполнил студент гр. ТМд – 33
Проверил преподаватель
2006 г.
Задание
Спроектировать привод к ленточному конвейеру по схеме (рис.1)
рис. 1
Окружное усилие на барабане Ft=3,4 кН; окружная скорость на барабане v = 0,95 м/с;
диаметр барабана D=250 мм.
срок службы 8 лет
График нагрузки
Ксут= 0,5
Кгод=0,65
1.1 . Выбор электродвигателя
При постоянной нагрузке необходимая мощность электродвигателя (Рэд) определяется по формуле:
- мощность на тихоходном валу привода определяется по формуле:
- общий КПД привода:
Определяем частоту вращения выходного вала:
Требуемая частота вращения электродвигателя равна:
Выбираем электродвигатель[1. c. 417, таб. 24.9] типа:
Проверка двигателя на пуск:
Рассчитаем коэффициент эквивалентности по формуле:
Входная мощность равна:
кВт
Средний пусковой момент равен:
Номинальный пусковой момент равен:
Проверяем условие пуска двигателя:
То есть окончательно принимаем электродвигатель АИР112МА6.
1.3. Определение вращающих моментов на валах привода.
Частота вращения вала колеса тихоходной ступени
т.к. в схеме отсутствует ременная и цепная передачи, то
Частота вращения вала шестерни тихоходной ступени (вала колеса быстроходной ступени редуктора):
Частота вращения вала шестерни быстроходной ступени:
Вращающий момент на приводном валу:
Момент на валу колеса тихоходной ступени редуктора:
Вращающий момент на валу шестерни тихоходной ступени (на валу колеса быстроходной ступени редуктора):
где η - кпд зубчатой передачи тихоходной ступени редуктора.
Момент на валу шестерни быстроходной ступени редуктора:
где η – кпд зубчатой передачи быстроходной ступени редуктора.
2. Конструирование и расчет зубчатых передач
2.1. Тихоходная ступень
Исходные данные:
Т1=129,0 Нм – вращающий момент на шестерне;
n1=254,1 мин-1– частота вращения шестерни;
u = 3,5 передаточное число тихоходной ступени;
схема передачи.
Общее время работы привода
Материалы: Шестерня – 40Х: D = 125 мм; S = 80 мм;
твердость поверхности 269 – 302 HB; твёрдость сердцевины 269-302 НВ;
Колесо – 40Х: D =200 мм; S =125 мм;
твердость поверхности 235 – 262 HB;
твёрдость сердцевины 235-262 НВ
Допускаемые контактные напряжения.
где вычисляют по эмпирическим формулам [1. таб. 2.2]:в зависимости от материала и способа термообработки и средней твёрдости поверхности:
где НВср – средняя твёрдость поверхности зуба:
ZN – коэффициент долговечности учитывающий влияние ресурса, рассчитываем по формуле:
при условии 1 ≤ ZN ≤ Zmax где - число циклов соответствующее перелому кривой усталости, определяется по средней твёрдости зубчатых колёс:
Должно соблюдаться условие
μн – коэффициент пропорциональности для заданного режима нагрузки:
где :берётся из графика нагрузки редуктора,
.
NK - ресурс передачи в числах циклов переменных напряжений при частоте вращения n, мин , и времени работы Lh, в часах:
где n3 – число вхождений в зацепление зуба расчётного колеса за один оборот (численно равно числу колёс находящихся в зацеплении с расчётным), n3 = 1,
Тогда
Т.к. значения (NК·μН)>NHG, то принимаем (Nк·μН)=NHG, чтобы выполнилось условие ZN≥1, следовательно:
ZN1=ZN2=1.
ZR – коэффициент учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев. Принимаем значения ZR 1,2 = 1,1 т.к. зубья шестерни и колеса подвергаются шлифовке Ra=1,25
ZV – коэффициент учитывающий влияние окружной скорости, твёрдость поверхности зубьев не превышает 350 НВ то принимаем ZV = 1.
SH –коэффициент запаса прочности, т.к. структура зубчатых колёс однородная, улучшенная, принимаем SH = 1,1.
Допускаемые напряжения изгиба
где - предел выносливости при отнулевом цикле нагружений [1. табл. 2.3]:
YN – коэффициент долговечности учитывающий влияние ресурса:
при условии 1 ≤ Y ≤ YNmax, где NFG = 4 10 ; YNmax = 4; q = 6-для улучшаемых зубчатых колёс;
NK – ресурс передачи вычислен в расчётах допустимых контактных напряжений, NK1=31,499 10 ; NK2=7,393 10 ;
μFH – коэффициент пропорциональности с учётом режимов нагружения,
т.к. значения (NK·μFH)>NFG, то принимаем (NK·μFH) = NFG, чтобы выполнилось условие YN≥1. Следовательно:
.
YR – коэффициент учитывающий влияние шероховатости поверхности зубьев. Т.к. зубья фрезеруют и шлифуют принимаем YR = 1;
YA – коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки. Для улучшаемых зубчатых колёс YA = 0,65;
SF – коэффициент запаса прочности, т.к. зубчатое колёса улучшаемые и не подвергаются цементации принимаем SF = 1,7;
Расчёт параметров зубчатой передачи
Предварительное межосевое расстояние:
где К – коэффициент зависящий от поверхностной твёрдости, при НВ1= НВ2 <350НВ, принимаем К=10;
Т – вращающий момент шестерни, Т = 1129,0 Нм;
u – передаточное отношение тихоходной ступени, u = 3,48;
знак “+” относят к внешнему зацеплению, а знак “-“ к внутреннему зацеплению;
Окружную скорость вычисляют по формуле:
Степень точности зубчатых колёс 9, выберем по таблице [1. табл. 2.5]
Уточнение межосевого расстояния
где Ка = 410 МПа
ψ – коэффициент ширины в зависимости от положения колес относительно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.