В конце XIX века мануфактура играла еще более значительную роль в промышленности Белоруссии. На этой стадии развития капитализма в 1890 г. находилось около 1/4 части всех промышленных предприятий, на которых трудилось более 1/3 рабочих и изготовлялось около 1/3 валовой продукции. В основном мануфактуры преобладали в винокуренно-водочной, табачной и стекольной промышленности, в меньшей степени - в кожевенном и кирпично-гончарном производстве. Безусловно, мануфактуры имелись и в других отраслях производства, но по основным показателям они составляли менее 50 % в данной отрасли промышленности.
Таким образом, становление в Белоруссии мануфактурной промышленности приходилось преимущественно на последнюю четверть XIX века, в то время как в промышленности России эта стадия была завершена в основном в 80-х гг. Это было связано с “чертой оседлости”, искусственным перенаселением местечек и городов, что привело к большей, чем по России в целом, устойчивости мелкого товарного производства в конкуренции с мануфактурным, особенно в первые два пореформенные десятилетия. Изделия белорусских мануфактур сбывались не только на месте, в Смоленской, Черниговской, Харьковской губерниях, Петербурге и Москве, но и вывозились за границу.
Однако полностью удовлетворить спрос населения в товарах мануфактура была не в состоянии из-за узкого технического базиса, на котором она основана. Это могла сделать крупная машинная индустрия, являющаяся следующей, высшей ступенью развития промышленности по капиталистическому пути.
3. ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ РОМЫШЛЕННОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РОСТА
Крупная машинная индустрия основана на применении в процессе производства машин, а в качестве двигательной силы - таких источников энергии, как пар, газ, электричество [ 2, с. 36].
Достигнутый мануфактурой уровень разделения, специализации труда создавал материальные предпосылки для появления в промышленности машин.
Развитие машинной индустрии приводит к быстрому росту городов и промышленных центров, усилению общественного разделения труда, в процессе которого отдельные производства становятся зависимыми друг от друга. Появляются новые отрасли производства: машиностроение, химическая промышленность и другие, быстро растет сеть железных дорог. Небольшие местные рынки сливаются в общенациональный, а затем в мировой рынок, что втягивало в сферу обращения самые отдаленные уголки Белоруссии.
Промышленная революция в Белоруссии началась с железообрабатывающей и винокуренной промышленности. Об этом свидетельствует не только внедрение здесь паровых машин, но и изменение технологий.
В 1880 - 1890-е гг. открываются машиностроительные и другие металлообрабатывающие заводы, ориентирующиеся на привозное сырье, поскольку отсутствие крупных залежей местной руды в Белоруссии привело к резкому упадку местных металлургических предприятий сразу после отмены крепостного права, и нужно было поднимать данную отрасль промышленности. Такие заводы появились в Минске, Бобруйске, Пинске и других городах. В 1881 г. в Минске Якобсон основал относительно крупный механический завод, а в 90-х гг. здесь были основаны еще два завода: в 1895 г. Вокзальный машиностроительный и в 1897 г. механический завод "Технолог" [1, с. 77]. В Пинске в 1884 г. был построен судостроительный завод, изготовлявший пароходы, корпуса для судов и землечерпалок.
В целом во всей металлообрабатывающей промышленности Белоруссии количество заводов с 1860 по 1900 год возросло с 4 до 50 ( в 13 раз ), хотя численность рабочих на них увеличилась только с 1,3 до 6 тыс. [1, с. 78-79]. Существенным здесь является то, что к 1900 году 23 железнодорожные мастерские сосредоточили 80 % рабочих и 77 % суммы производства всей металлообрабатывающей отрасли [2, с. 47].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.