Даже формальное использование в экономическом обороте иностранных денежных единиц приводит к негативным последствиям экономического (как минимум, психологическая «долларизация» экономики) и правового характера (во-первых, белорусский рубль - единственное законное платежное средство на территории Беларуси, а во-вторых, возможная несовместимость с государственным регулированием цен). На начальном этапе трансформации экономики в сторону рыночных отношений такое развитие было, наверное, единственно возможным. После более чем 10 лет существования рыночных отношений необходимо переходить к другим методам определения будущих цен на товары и услуги.
Учитывая крайне сложную экономическую ситуацию, существующую в настоящее время, представляется необходимым оценить общие перспективы развития срочного рынка в Республике Беларусь. Не затрагивая техническую сторону этого вопроса, связанную с фактическим отсутствием цивилизованного срочного рынка в нашей стране и необходимостью его развития, в том числе и на государственном уровне, можно попытаться оценить экономический аспект этой проблемы.
Срочный рынок невозможно ограничить рамками только отношений микроэкономического уровня, т.е. между отдельными предприятиями и субъектами, хотя эти отношения, а точнее, уважение участников этих отношений друг к другу и их взаимная уверенность, находятся не на последнем месте в вопросах формирования срочного рынка. Косвенным, но, тем не менее, одним из главных участников любых экономических отношений, в том числе и на срочном рынке, является государство. Своим существованием или отсутствием срочный рынок в первую очередь обязан проводимой государством макроэкономической политике.
Особо стоит остановиться на роли векселей в финансовой системе Республики Беларусь. Сегодня усилиями правительства и Национального банка созданы предпосылки для широкого применения векселей при расчетах, поэтому объемы их использования в экономике могут сказаться на общих тенденциях развития республики.
Для учета влияния вексельного обращения на инфляционные процессы в республике и состояние экономики в целом необходимо четко различать 2 аспекта: вексель как инструмент коммерческого кредитования и вексель как средство зачета долгов, разрешения взаимных неплатежей, повышения ликвидности дебиторско-кредиторской задолженности
На уровень цен, а следовательно, и инфляцию в стране с переходной экономикой влияет не только спрос, подкрепленный денежной массой, но и спрос, заведомо ничем не обеспеченный, кроме дебиторской задолженности. Существование необеспеченного спроса — следствие экономического кризиса и связано с реальным отсутствием у большинства предприятий денежных средств, необходимых для обеспечения процесса воспроизводства.
В Республике Беларусь, как в стране с переходной экономикой, часть необеспеченного денежной массой спроса оформляется векселями либо на стадии формирования задолженности, либо на стадии ее существования. С одной стороны, дебиторско-кредиторская задолженность приводит к снижению спроса на кредитные деньги. С другой стороны, если дебиторско-кредиторская задолженность накапливается и не принимаются меры к ее аннулированию, может возникнуть обратная ситуация повышения спроса на деньги, так как векселями нельзя платить заработную плату, налоги и так далее, а нехватка денег (неплатежи) в цепном порядке порождает новые неплатежи. Поэтому трансформация долгового обязательства в более ликвидные формы с целью повышения вероятности его исполнения является естественным экономическим процессом.
Существующая практика выпуска векселей в республике не всегда позволяет сделать вывод о сколько-нибудь существенном влиянии их объема на инфляционные процессы.
Про ликвидность белорусских векселей в ее классическом понимании говорить пока рано. Ведь одной из предпосылок ликвидности является существование большого числа продавцов и покупателей, в результате взаимодействия которых происходит определение рыночной цены бумаги и степени ее ликвидности. В Республике Беларусь такой рынок еще находится в стадии формирования. Регулирование объемов выпускаемых векселей (а через них — нейтрализация отрицательного воздействия на инфляцию) может осуществляться на основе проведения банковской системой республики учетной и переучетной политики, что не только вернет понятию "коммерческое кредитование" общепринятый смысл, но и сделает вексельный рынок цивилизованным, даст возможность развить новые формы работы с векселями. Проведение такой политики было определено Национальным банком в "Положении об операциях банков с использованием векселей на территории Республики Беларусь" № 38 от 06.05.98 г.
Наиболее эффективные шаги в сторону разработки прогрессивной законодательно-нормативной базы по формированию полноценного и способного к функционированию фондового рынка были предприняты в 1999 г. в рамках выполнения "Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 1999 г.". В ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" была создана специальная секция фондового рынка, объединяющая профессиональных участников рынка ценных бумаг ("Положение Национального банка Республики Беларусь" № 494 от 10.05.99 г.). Основными функциями секции являются разработка проектов внутренних нормативных документов, регламентирующих обращение ценных бумаг на бирже, и содействие развитию механизмов торговли ценными бумагами на бирже. Одновременно с созданием секции Национальным банком были приняты документы, регламентирующие порядок допуска, размещения и обращения на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" ценных бумаг субъектов хозяйствования и местных и распорядительных органов ("Положение Национального банка Республики Беларусь" № 493 от 10.05.99 г. и "Временный порядок..." № 491 от 10.05.99 г.). Принятие указанных документов в совокупности с утвержденным
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.