Международные рейтинговые агентства относят Республику Беларусь к странам с высоким экономическим и политическим риском, что делает для нее практически недоступным мировой рынок капиталов, усложняет привлечение иностранных инвестиций. Продолжающаяся на протяжении многих лет финансовая нестабильность, высокая инфляция, административное регулирование экономических отношений делают РБ малопривлекательной для иностранных инвесторов.
В этой связи научное осмысление роли и места ИИ в национальной экономике, а также разработка механизма государственного регулирования ИИ в условиях РБ приобретают особую актуальность. Специфические условия экономики переходного периода в РБ требуют пересмотра некоторых устоявшихся стереотипов в отношении инвестиционной политики в целом и государственного регулирования в частности.
Для стимулирования притока ИИ в Республику Беларусь требуется разработка комплексной модели государственного регулирования ИИ, которая должна включать систему правовых норм и организационно-экономический механизм регулирования, учитывающие совокупность сложных внешнеэкономических отношений государства в системе мирохозяйственных связей, тенденции международного движения капитала. При этом государственная политика в области ИИ должна формироваться не путем принятия фрагментарных решений, вызванных политической конъюнктурой, влиянием внутренних или внешних факторов, а с учетом научно обоснованной и детально разработанной стратегии государственного регулирования ИИ.
Для привлечения инвестиций в экономику Беларуси разработана целая Национальная программа (постановление правительства от 12.07.96 №457 ) , согласно которой в среднесрочной перспективе на реконструкцию экономики и обеспечение стабильного экономического роста республике потребуется порядка $ 50 млрд. К середине 1999 г. получено менее 0.5 % этой суммы.
Для сравнения : в развитых странах Европы ( Франция, Нидерланды, Великобритания, Германия ) ежегодные поставки иностранных капиталовложений составляют порядка $ 10-20 млрд. Т.е. ту сумму, которую мы получили за 3 года, эти государства получили за 3 месяца. Таким образом, в ближайшее время опасность кредитной зависимости нашей республике не грозит.
Также создана и законодательная основа, регулирующая привлечение ИИ в Республику Беларусь. На бумаге эти благоприятные условия вроде бы созданы. После многочисленных изменений и дополнений Закон “ Об иностранных инвестициях “ оказался не так уж плох и дает немало льгот иностранным инвесторам. В соответствии с ним зарубежные предприниматели имеют право образовывать на территории РБ предприятия либо полностью принадлежащие им, либо созданные с долевым участием белорусских субъектов хозяйствования. Все они после регистрации в Министерстве иностранных дел приобретают статус юридического лица РБ.
Минимальный размер иностранных инвестиций в уставный фонд законодательно установлен в размере, эквивалентном $ 20 тыс. Участники инвестиций могут вносить свои вклады в денежной или неденежной формах. Определенный в учредительных документах уставный фонд должен быть сформирован не менее чем на 50 % в течение первого года со дня государственной регистрации предприятия, а в полном объеме – до истечения двух лет. Кроме того , если доля зарубежного партнера в уставном фонде составляет более 30 %, то он освобождается от уплаты налога на прибыль в течение 3-х лет. Валютная выручка от экспорта собственной продукции таких предприятий остается в их распоряжении за исключением сумм налоговых платежей. После уплаты налогов и сборов инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод доходов, полученных от использования инвестиций, за границу. [ 18,cтр.133]
В соответствии с Кодексом РБ о земле предприятиям с иностранными инвестициями и иностранным юридическим лицам предоставлена возможность длительной аренды земельных участков сроком до 99 лет. Однако большинством из этих льгот могут воспользоваться лишь вновь создаваемые СП. Что же касается реализации инвестиционных проектов на государственных предприятиях или АО с государственной долей, то тут все упирается в проблему собственности.
Из-за этого в свое время были сорваны инвестиционные проекты на многих отечественных предприятиях (самые громкие – “ Интеграл “, “ Лидсельмаш ” ). Инвестор требовал контрольный пакет акций, государство же хотело сохранить контроль за собой. Также не сошлись взгляды сторон по поводу реструктуризации производственных объединений и выделения из них отдельных предприятий. В итоге партнер уходил, а предприятие было вынуждено вновь начать поиск “ способов выживания “.
Интересная ситуация сложилась с СП “ Форд – Юнион “. А ведь здесь государство особенно постаралось угодить инвестору. Новому заводу были со скандалом выделены площади МТЗ, а затем предоставлены льготы по налогам и пошлинам на 25 лет !
Но эта “ точка роста “ просуществовала , от силы, 2 года, так и не выйдя на проектные мощности. Ставка на “ бескрайний “ российский рынок сбыта оказалась не совсем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.