Повсеместная компьютеризация и широкое распространение сети Интернет способствуют расширению человеческого кругозора. Возможность побывать в любой точке мира, узнать самые последние новости, выполнять работу удаленно, даже не покидая пределов комнаты – это далеко не все преимущества сети. Каждый обладатель персонального компьютера, имеющего доступ к Всемирной Паутине, получает доступ к неизмеримому количеству информации, обретает новые знания и получает возможность самореализации посредством компьютера. Однако совершенствование технологий положило начало изменениям в системе ценностей пользователей компьютеров. В наши дни главенствующую роль в этой системе начали играть компьютерные развлечения.
Компьютерные видеоигры не раз выставлялись средствами массовой информации как настоящие пороки эры компьютерных технологий. Время от времени новостные ленты заполняют случаи о детях, покалечивших или даже убивших своих родителей из-за запрета на видеоигры, либо о молодых людях, которые из-за любопытства воспроизводили в реальной жизни жестокие сцены, увиденные ими в видеоиграх. Все чаще и чаще появляются заголовки, кричащие об очередном «игроке», который умер от обезвоживания, проводя время за любимой игрой. Быть может, видеоигры уже действительно вышли из разряда развлечений и представляют собой реальную угрозу как для детей и подростков, так и для людей старшего поколения.
Тема выпускной квалификационной работы «Профилактика и реабилитация молодежи с видеоигровой зависимостью» на сегодняшний день является достаточно актуальной, поскольку проблема пристрастия к компьютерным играм у молодого поколения стоит очень остро. Молодые люди с головой уходят в виртуальную реальность, разрывая связь с реальным миром, что приводит в итоге к прекращению социально значимой деятельности, одиночеству и десоциализации.
Масштабы проблемы видеоигровой зависимости сложно оценить в связи с тем, что зачастую родные и близкие люди не осознают широкий круг негативных последствий, которые способны наступить при длительном нахождении перед экраном компьютера. Однако этот новый тип аддикции стремительно набирает обороты и требует детального анализа с точки зрения социологии. Средний возраст подверженного игровой зависимости человека неуклонно снижается, что в дальнейшем может привести к целому поколению неприспособленных к самостоятельной социальной жизни людей, активно нуждающихся в помощи со стороны. Важнейшей целью технологий социальной работы, направленных на зависимое поведение, является предотвращение видеоигровой зависимости, а так же комплексная социальная реабилитация молодых людей, уже подверженных этому компьютерному недугу.
Видеоигровая зависимость – это, прежде всего, психологическая привязанность к предмету обожания - видеоигре. Поэтому большая часть методов предотвращения и устранения последствий видеоигровой зависимости носят социально-психологический характер.
Данная работа посвящена анализу роли таких технологий социальной работы, как социальная профилактика и социальная реабилитация, их классификации в области видеоигровой зависимости подрастающего поколения.
Объектом исследования является видеоигровая зависимость молодежи как новая социальная проблема, обусловленная повсеместной компьютеризацией.
Предметом исследования является молодое поколение, подверженное видеоигровой зависимости, а также профилактика и реабилитация зависимой от видеоигр молодежи.
Цель дипломной работы - анализ проблемы видеоигровой зависимости в молодежной среде и основных мер устранения и предупреждения формирования видеоигровой аддикции.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты феномена видеоигровой зависимости молодежи;
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт нормативно-правового регулирования в области видеоигровой зависимости;
- дать характеристику профилактики видеоигровой зависимости, классифицировать её виды, а так же исследовать различные стратегии профилактики зависимости от компьютерных игр;
- изучить и проанализировать основные задачи и направления реабилитационной работы с молодыми людьми, подверженными видеоигровой зависимости;
- рассмотреть меры профилактической и реабилитационной работы, осуществляемой в подростковых и молодежных центрах Санкт-Петербурга;
- провести количественный анализ проблематики видеоигровой зависимости молодежи и разработать предложения по совершенствованию методов профилактики и реабилитации подростков и молодежи с видеоигровой зависимостью;
Таким ученым как И. Голдберг, К. Янг принадлежат первые исследования в области компьютерной зависимости, они проводились в 90-х годах ХХ столетия. За последние годы количество научных исследований и работ по этой теме, в связи с актуальностью проблемы, увеличилось. К авторам, исследовавшим проблему компьютерной и видеоигровой зависимости, относятся М. Иванов, К. Керделлан, Г. Грезийон, А.В. Беляева, А. Берестов, Л.Н. Юрьева, М. Дери, С.В. Краснова и др.
Основные направления и принципы социальной работы и социальной работы с молодежью представлены в работах Е.И. Холостовой, А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, П.Д. Павленка, Ю.В. Манько, С.С. Бразевича, Е.Г. Слуцкого, Н.И. Кунгуровой и др.
Основы девиантологии, а также основные направления профилактической и реабилитационной деятельности в области девиантного и аддиктивного поведения рассматривают Хагуров Т.А., Гоголева А. В, Змановская Е.В., Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф., Гилинский Я.И., Егоров А.Ю. и др.
Правовую базу в области профилактики, реабилитации и регулирования девиантного и аддиктивного поведения составляют следующие законы РФ - «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (в ред. Закона от 28.07.12 № 139-ФЗ), «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в ред. Закона от 30.12.12 № 286-ФЗ), «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ (в ред. Закона от 01.03.12 № 18-ФЗ), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. Закона от 30.12.12 № 319-ФЗ), «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.13 № 15-ФЗ и другие нормативно-правовые акты.
Эмпирическая база исследования: статистические данные научно-практических конференций, данные, предоставленные Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Подростковый центр «Невский», а также результаты проведенного анкетирования.
Методы исследования: вторичный анализ данных, анализ правовой литературы, системный метод, включённое наблюдение, эмпирическое исследование, основанное на анкетировании.
Практическая значимость: результаты, полученные при написании данной работы, могут быть использованы в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов. А также в деятельности специалистов по социальной работе столкнувшихся с проблемами видеоигровой зависимости молодежи.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.