разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка.
В мировой практике подобные правила сводятся иногда лишь к простой регистрации. Однако чаще всего при подаче заявки на получение лицензии существует принципиальная возможность отказа, связанная с двумя основными причинами.
Первой причиной является существование таких секторов рынка, где предложение и так уже превышает спрос. Поэтому появление там новых конкурирующих предприятий является нецелесообразным и органы государственного регулирования должны ограничивать появление новых предприятий в данном секторе рынка. Подобная ситуация для отечественного транспортного рынка пока в целом не характерна, хотя отдельные виды перевозок с высокой конкуренцией уже существуют.
Второй причиной отказа предприятию или предпринимателю в выдаче лицензии может быть его несоответствие определенным требованиям (платежеспособность, репутация предпринимателя, его профессиональная пригодность, наличие необходимой технической базы и т.д.). Эти требования направлены в конечном счете на достижение главной цели государственного регулирования транспортной деятельности — клиентура должна получать достаточное и квалифицированное транспортное обслуживание.
Ужесточение или ослабление требований к предприятиям, желающим получить лицензию, является одним из эффективных рычагов воздействия на транспортный рынок. Разумеется, формальные требования к предприятиям, изложенные в положениях и инструкциях для транспортных инспекций, едины для всех. Однако в практической деятельности для транспортного инспектора чрезвычайно важно правильно оценить ситуацию на конкретном секторе транспортного рынка и найти оптимальное решение, которое, с одной стороны, не приведет к оттоку предприятий, а с другой — исключит появления на рынке недобросовестных предпринимателей, неквалифицированного транспортного обслуживания, неоправданно высокой конкуренции.
3) непосредственное осуществление деятельности по допуску новых предприятий на различные сектора транспортного рынка или расширению прав действующих предприятий (лицензирование транспортной деятельности).
В настоящее время основным содержанием деятельности региональных (местных) органов является именно непосредственное лицензирование владельцев транспортных средств. Однако следует совершенно ясно понимать, что выдача лицензий — это лишь один, чисто технических аспект деятельности, и что массовое лицензирование и, более того, получение максимальных доходов от выдачи лицензий вовсе не являются основным содержанием работы государственных органов или критериями оценки ее деятельности;
4) контроль за выполнением транспортными предприятиями требований, налагаемых на них выданной лицензией и применение предусмотренных законодательством санкций в случае нарушения этих требований.
На местные государственные органы также возложены определенные контрольные функции:
• контроль на линии. В основном это проверка наличия на транспортном средстве лицензионной карточки и соответствия вида лицензии выполняемой в данный момент перевозке. Этот метод контроля невозможен без содействия органов ГАИ;
• контроль на предприятиях. Это могут быть как плановые, так и разовые проверки транспортных предприятий, цель которых — уточнить или подтвердить соответствие предприятия требованиям, налагаемым на него выданной лицензией. Данный контроль ни в коем случае не должен дублировать функции финансовых, санитарных и других контрольных органов, однако может осуществляться комплексно во взаимодействии с этими органами;
• проверка жалоб клиентуры или конкурирующих предприятий.Этот канал получения информации о нарушениях правил транспортного обслуживания является наиболее эффективным. Несомненно, работа «по жалобам» станет одним из основных видов деятельности местных государственных органов, как только клиентура поймет, что государство стоит на страже ее интересов и в состоянии применить реальные санкции, а предприятия транспорта убедятся в возможностях местных органов власти по недопущению недобросовестной конкуренции и защите законных прав действующих перевозчиков.
5) контроль за ценообразованием и применением тарифов.
Данная функция является одной из важнейших. Необходим контроль за финансовой дисциплиной, четкие инструкции по применению тарифов, контроль ценообразования на транспорте.
Тарифная система должна постоянно совершенствоваться на основе сочетания централизованного контроля за общим уровнем тарифов с достаточной свободой формирования тарифов в конкретных регионах, на отдельных видах перевозок конкретными предприятиями.
6) налоговое регулирование транспортной деятельности.
Налоги в отличие от тарифов, уровень которых важен и для клиентуры, и для транспортных предприятий, являются рычагом «однонаправленного» воздействия и применяются для стимулирования выполнения определенных видов деятельности или же, напротив, для «ограждения» тех секторов рынка, где уровень конкуренции излишне высок.
Налоговая система государства, как и система тарифов, находится в стадии развития. Однако законодательство предоставляет региональным органам власти возможность определенного «маневра» с помощью местных налогов. Это означает, что региональные органы власти в принципе получают
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.