СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Обоснование категории автомобильной дороги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Определение основных технических нормативов . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . проектируемой автомобильной дороги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.1 Определение максимального продольного уклона. . . . . . . . . . . . . . . . 3.2 Определение расчетного расстояния видимости. . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.3 Определение радиусов вертикальных кривых . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.4 Определение радиусов кривых в плане . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.5 Расчет ширины проезжей части и земляного полотна . . . . . . . . . . . . . 4 Характеристика района проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Проектирование плана трассы автомобильной дороги . . . . . . . . . . . . . . . . 5.1 Проектирование трассы автомобильной дороги . . . . . . . .. . . . . . . . . . 5.2 Проектирование закругления с симметричными переходными кривыми. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.3 Составление ведомости углов поворота, прямых, круговых и переходных кривых. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Проектирование продольного профиля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.1 Составление продольного профиля земли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.2 Определение высотных отметок контрольных точек. . . . . . . . . . . . . . 6.3 Определение рекомендуемых рабочих отметок насыпей. . . . . . . . . . . 6.4 Нанесение проектной линии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.5 Проектирование кюветов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.6 Нанесение геологического профиля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Проектирование поперечных профилей земляного полотна. . . . . . . . . . 8 Определение объемов земляных работ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Сравнение вариантов автомобильной дороги по технико- эксплуатационным показателям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . 10 Проектирование конструкции дорожной одежды. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 11 Расчет деталей проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11.1 Проектирование элементов виража в кривых. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11.2 Расчет элементов переходной кривой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список использованной и рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . Приложения А Примеры динамических характеристик автомобилей. . . . . . . . . . . . . . Б Технические характеристики автомобилей. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . В Условные обозначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Г Ведомость углов поворота, прямых и кривых. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Д Продольный профиль автомобильной дороги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Е Геометрические размеры ИССО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ж Таблицы для разбивки вертикальных кривых. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И Условные обозначения грунтов и горных пород на продольном профиле автомобильных дорог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . К Типовые поперечные профили земляного полотна . . . . . . .. . . . . . . . . . |
4 5 6 6 7 8 9 9 11 11 12 13 17 20 20 22 25 26 35 35 36 36 39 42 43 43 48 52 53 54 55 59 60 61 62 65 66 |
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Комплекс вопросов, решаемых при проектировании автомобильных дорог, включает определение трассы на местности, ее положения по отношению к поверхности земли, расчет и конструирование элементов дороги и дорожных сооружений.
Дорогу принято рассматривать в трех проекциях – в плане, продольном и поперечном профилях. При проектировании каждой из этих проекций в большей или меньшей степени необходимо увязать их между собой. В большей степени между собой связано проектирование плана и продольного профиля, в меньшей – плана и поперечного профиля (главным образом, на кривых малых радиусов).
Продольный профиль автомобильной дороги – один из основных элементов проекта. Он в значительной степени определяет транспортно - эксплуатационные качества и капиталовложения в строительство дороги. Проектирование продольного профиля индивидуально, базируется на опыте и интуиции автора проекта. Поэтому для студентов, начинающих осваивать специальные дисциплины, наибольшие затруднения при выполнении курсового проекта №1 "Основы проектирования автомобильных дорог" вызывает проектирование продольного профиля.
Курсовой проект по основам проектирования автомобильных дорог выполняется в такой последовательности:
- на основании расчетной интенсивности движения устанавливается категория автомобильной дороги;
- для принятой категории обосновываются технические нормативы, по которым дорога должна проектироваться;
- на основании анализа рельефа местности и с учетом природных условий района проектирования на карте трассируются два варианта трассы дороги с составлением ведомости углов поворота, прямых и кривых;
- для полученных вариантов проектируются продольные профили с учетом высотных отметок контрольных точек и рекомендуемых рабочих отметок насыпей;
- подбирается конструкция дорожной одежды;
- определяются объемы земляных работ;
- на основании сравнения по эксплуатационно-техническим показателям производится выбор варианта автомобильной дороги;
- по выбранному варианту конструктивно подбираются отверстия малых водопропускных сооружений и проектируются в необходимом количестве поперечные профили земляного полотна;
- выполняется деталь проекта (производится расчет элементов виража или разбивка переходной кривой).
2 ОБОСНОВАНИЕ КАТЕГОРИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Категория автомобильной дороги устанавливается в зависимости от заданной расчетной интенсивности движения механизированных транспортных средств (ед/сут) в обоих направлениях за последний год перспективного периода в соответствии с ТКП[1].
При обосновании категории дорог, проходящих в зоне влияния крупных и крупнейших городов (в пригородных зонах) расчетная интенсивность движения может определяться, как наибольшая часовая интенсивность движения, достигаемая в течение не менее 50 ч за последний год перспективного периода, выражаемая в единицах, приведенных к легковому автомобилю (прив. ед/ч). Значения коэффициентов приведения фактических транспортных единиц к легковому автомобилю в зависимости от грузоподъемности приводится в ТКП [1], а также в таблице 2.1.
Т а б л и ц а 2.1 – Коэффициенты приведения
Типы транспортных средств |
Коэффициент приведения Кi |
Легковые автомобили, мотоциклы, микроавтобусы |
1,0 |
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: до 2 включительно св. 2 – 6 ״ ״ 6 – 8 ״ ״ 8 – 14 ״ ״ 14 |
1,3 1,4 1,6 1,8 2,0 |
Автопоезда грузоподъемностью, т: до 12 включительно св. 12 – 20 ״ ״ 20 – 30 ״ ״ 30 |
1,8 2,2 2,7 3,2 |
Автобусы малой вместимости то же средней ״ большой ״ сочлененные |
1,4 2,5 3,0 4,6 |
Расчеты по определению расчетной приведенной интенсивности движения целесообразно производить в табличной форме (таблица 2.2).
На основании полученных данных по таблице 3 [1] устанавливается категория дороги, проходящей в зоне влияния крупных и крупнейших городов (в пригородных зонах).
Т а б л и ц а 2.2 – Определение расчетной приведенной интенсивности движения
Марка автомобиля |
Фактическая интенсивность движения Ni, ед/сут |
Коэффициент приведения Кi |
Приведенная интенсивность движения Nр, ед/сут |
ВАЗ 2108 |
430 |
1 |
430 |
… |
… |
… |
… |
И т о г о |
. . . |
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ ПРОЕКТИРУЕМОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
3.1 Определение максимального продольного уклона
По категории дороги, руководствуясь [1,2], назначают расчетную скорость и определяют наибольший продольный уклон:
, |
(3.1) |
где Dv – динамический фактор автомобиля (Н/Н), определяемый по графикам, приведенным в [9,11], частично они даны в приложении А;
fv – коэффициент сопротивления качению, который рассчитывают по эмпирической формуле [9]
, |
(3.2) |
где fo – коэффициент сопротивления качению при скоростях до 50 км/ч; fo = 0,01 [4].
Определение величины максимального продольного уклона для каждой заданной марки автомобиля целесообразно производить в табличной форме (таблица 3.1).
Т а б л и ц а 3.1 – Результаты определения величины максимального продольного уклона
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.