1. развитие науки о станциях и узлах
Наука о ЖСУ как специальн. отрасль тансп-х наук окончательно сформировалась уже при Совеетск. власти в 20-30 гг. Однако некоторые положения этой науки были изложены в работах, изданных в 19 и нач. 20 вв. Развитие науки о ЖСУ связано с обобщением опыта строит-ва дорог , переустр-ва ст. и узлов и их экспл-ции и основывалась на творческой работе передовых русских инженеров и ученых.
Начало 1842-1851 гг – стр-во Петербурго-Московской дороги (П.П. Мельников, Журавский)
Под его руководством были кстановлены принципы размещения ст. на жд линиях; были построены первые ст. , в т.ч. пассаж.; ст. Петербург-товарный; предложил кл-цию ст. и принципы развития.
1881 – в Петерб. Институте создана кафедра жд
1868 – И.Ф. Рерберг разработал правила размещения зданий, путей и прочих принадлежностей при проектирование жд
Образцов, Никитин, Бартенев – первый капитальный труд по проектированию ЖСУ (1935-37)
Ющенко, Сеньковский – 2х-томный труд «СУ»
Существ. Вклад в развитие СУ: И.Г. Тихомиров, Правдин, Бартенев, Скалов, Долоберидзе.
2. Основные этапы развития ЖСУ и их кратк. хар-ка
1900-17 – Этап значит. работ на жд. Укладка на гл. путях СП 1/11, на остальн. – 1/9. Стр-во окружн. дорог. Переход к поточн. схемам ст. Примен-е путепроводных развязок. По хар-ру выполняемой работы начали выдел-ся пассаж., грузов. и объединенные ст.. Начало формир-я сортир. cт. относится к к. 1870-х гг.
1917-29 – В первые годы после рев-ции 1917 г. на ждт развернулись восстанов-ные работы и одновр-но началась разработка перспектив развития и техн. оснащения сети ждг, размещ-я на ней сортир. ст. - опорных пунктов орг-ции вагонопотоков.
1929-41 – создание первоклассной жд, В 1934 г. на ст. Красный Лиман построена первая механизир. горка. В 1923 г. - объединению жд-х узлов с передачей упр-ния ими одной дороге и конц-цией работы на развитых ст. Для эт. в некотор.узлах были уложены дополн. соедин-я, переустроены отдельные парки.
1945-56 - Во вр/ войны были разрушены многие жд узлы, 4 100 станций, 2 573 вокзала. После ее окончания выполнены небывалые по своему объему работы по восст-нию разрушенного.
1956-н.в. – развитие ЖСУ проходило на новой техн. основе: механизировались трудоемкие
работы, внедрялась электр. центр-ция стрелок и сигналов, совершенствовались схемы
путевого развития. Большие работы по стр-ву ст. велись при
сооруж-и новых линий. К середине 1970-х гг. бол-во сортир. ст. имели механизир.
горки. Некоторые из них стали оборудовать системой автоматического регулир-я ск-ти
скатывания вагонов. В начале 90-х гг. упал объем перевозок на жд, снизилась
безоп-ть дв-я, упал ур-нь дисциплины и сохр-ти грузов. В связи с начавшимся в
конце 90-х гг. подъемом промышл. произв-ва спад объемов перевоз. работы на ждт
прекратился и начался постеп. их рост. Осн. напр-ми в развитии ст. :удлинение
путей с целью обеспеч-я необх-х условий для повышения веса и длины поездов,
сокращ-е числа техн. ст. в связи с увелич-ем длины участков обращ-я лок-вов,
рекон-ция ст. для повышения ск-тей дв-я пассаж. поездов до 160...200 км/ч.
3. Роль ЖСУ в тр-ном процессе
Жд ст. – это важнейш. элемент жд, где уложено около 50 % жд путей от всей экспл. длины сети. Жд страны выполняет большую часть груз. и пассаж. перевозок, размеры к-х непрерывно растут и для успешного освоения их необходимо соверш-ть техн. устр-ва и технологию работы. Рац. развитие и соврем. техн. оснащение ЖСУ, а также четкая организация работы явл-ся важнейш. условиями, обеспечивающ. успешн. выполн-е пассаж. и груз. перевозок, ускорение оборота вагонов, доставки грузов, снижение себест-ти перев-ки.
*нар. хоз-во
-контакты с предприятиями и населением
- соц. значение ( остан. пункты, пас. ст., разъезды)
- контакты с с/х (погр-ка, выгр-ка)
*общесетевое
-30% в движ-и, 70% на ст.
-сохран-ть ПС
-обеспечение ГДП, ПФ
*общетранспортн.
-оборон. ф-ция
-взаимод-е с др. видами тр-та
-единая контейн. тр-ная сисм-ма
-мультимодальн. пер-ки
-контреллерные пер-ки
4. Основные принципыпроектир-я ЖСУ
При проектировании новых и переустр-ве существующих разъездов, обгонных пунктов, СиУ необх-мо соблюдать ряд обязательных общих требов-й, чтобы обеспечивать:
**безопасность движения поездов, личную безопасность работников ст, пассажиров и населения (соблюдение габаритных расстояний, установка предельных столбиков и светофоров; оборудование станций устройствами контроля занятости путей и стрелок; проектирование продольного профиля станционных путей по нормам, исключающим самопроизвольный уход вагонов; ограждение поездных маршрутов от маневровых предохранительными тупиками, охранными стрелками, сбрасывающими башмаками; устройство служебных проходов и проездов через пути в разных уровнях; ограждение ст.);
**потребную пропускную и перерабатывающую спос-ть раздельных пунктов (сооружение необходимого количества путей, платформ, экипировочных позиций, ремонтных стойл, грузовых фронтов и др.; секционирование путей в горловинах);
**технологичность проектного решения (разработка схем станций с учетом максимальной поточности и параллельности выполнения массовых операций; использование при проектировании типовых схем с проработанным рациональным взаимным расположением основных устройств; объединение технологически однородных зданий, сооруж-й и устр-в различных служб);
комплексность проекта (учет перспектив развития населенных пунктов, их транспортной инфраструктуры и занятости населения; учет интересов промышленных предприятий и других видов транспорта: разработка в проектах разделов экологии и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях и согласование их с государственными органами);
**экономичность проектного решения (разработка нескольких конкурентоспособных вариантов, их технико-экономическое сравнение и выбор лучшего; определение оптимальной этапности строительства);
** перспективу развития (резервирование территорий для дальнейшего расширения станций и развития узлов; размещение капитальных зданий и сооружений с учетом возможности беспрепятственного увеличения числа и полезной длины путей; разработка конструкций горловин, как правило, не требующих при увеличении числа путей разборки ранее уложенных стрелочных переводов; обеспечение возможности комплексной механизации п автоматизации производственных процессов без реконструкции путевых и других устройств).
Кроме указанных требований проектом должны обеспечиваться установленные сроки строительства и ввода объектов в эксплуатацию, а также соответствие объектов техническим условиям и нормам проектирования.
Технические требования и нормы, которые должны соблюдаться
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.