Гоу дпо нижегородский институт развития образования
Кафедра теории и методики обучения информатике
1 квалификационная категория
МОУ СОШ № 6 г. Выксы
Научный консультант: доцент кафедры теории и методики обучения информатике
Баханский
Александр Григорьевич
2008
Оглавление. 2
1 Введение. 3
1.1 Обоснование выбора темы.. 3
1.2 История. 4
1.3 Анализ существующих разработок. 5
1.4 Цели и задачи. 7
2 Психолого-педагогические принципы, дидактические принципы, заложенные в основу работы, особенности их реализации в учебном процессе. 8
2.1 Пояснительная записка. 8
2.2 Используемые средства обучения. 10
2.3 Основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения информатике 12
2.4 Методические рекомендации по использованию рабочей тетради. 14
3 Результаты использования предложенных рекомендаций. 15
4 Заключение. 16
Список литературы.. 17
Приложение. 18
Конец XX и начало XXI века войдут в историю как время перехода человечества от индустриального к постиндустриальному и затем к информационному обществу. Процесс, обеспечивающий этот переход, получил название "информатизация". К нему относят создание, развитие и применение информационных средств и технологий, способствующих кардинальному улучшению качества труда и жизни людей. Процесс информатизации общества инициирует процесс информатизации образования, направленный на повышение его качества, а также внедрение, сопровождение и развитие новых информационных технологий во всех видах образовательной деятельности. Фундаментом информатизации является новая научно-естественная дисциплина информатика, только начинающая выходить из этапа накопления и осмысления эмпирического материала.
Уже больше 20 лет в школах страны ведется преподавание информатики. С одной стороны, накоплен некоторый опыт, с другой стороны, информатика как предмет не может похвастаться разработанными методиками и учебниками наравне с такими дисциплинами, как математика, физика и др., которые удовлетворили бы запросы учителя и ученика во всех отношениях.
Все учителя информатики, которые начали работать 10-15 лет назад, помнят ситуацию, когда формально учебники в школе были, но пользоваться ими можно было при изучении лишь отдельных тем, остальной же материал приходилось готовить самим и выдавать его учащимся под запись.
На первой стадии обучение информатике в средней школе сводилось в основном к алгоритмизации (построению и анализу алгоритмов, разработке и конструированию программ). На то были веские причины. К ним можно отнести плохую материальную базу образовательных учреждений, недостаточную методическую подготовку преподавателей, отсутствие вариативных методических разработок, примитивное программное обеспечение и неразвитые информационные технологии, недопонимание необходимости информатизации образования административными работниками и т. д. Но, несмотря на все эти сложности, школьники получали достаточные представления, умения и навыки, связанные с овладением наиболее общими компонентами алгоритмизации, которые на современном этапе развития общества начинают рассматриваться как естественное требование к части общей культуры каждого человека и называются алгоритмической культурой. И формировать её было кому. Ведь преподавателями информатики в то время были учителя математики, физики, инженеры-программисты вычислительных центров, научно-исследовательских учреждений и предприятий военно-промышленного комплекса. Наряду со многими отрицательными моментами, этот факт нес в себе ещё и мощный положительный заряд: обучение алгоритмизации практически всегда проводилось на достаточно высоком научном уровне.
Со временем и в школе, и в вузе алгоритмизации стали уделять все меньше и меньше внимания. Сравнительный анализ школьных программ за 1985-2007 гг., по которым учились и учатся школьники, показывает постоянное сокращение за это время количества учебных часов, отводимых этой проблеме. В итоге к настоящему времени эти часы сокращены более чем в два раза. Постепенно алгоритмизация заняла достаточно скромную нишу в обучении информатике среди многих других компонентов информатического знания. Процесс этот объективный и связан с осознанием важности каждой содержательной линии информатики и, прежде всего, с бурным развитием информационных технологий, без освоения базовой части которых выпускник средней школы становится функционально неграмотным.
Кроме того, вызывает сомнение распределение учебных часов между темами — модулями, как принято говорить у информатиков. Многие учителя информатики отмечают, что с каждым годом все труднее становится обучить всех учеников программированию и алгоритмизации. Эти темы вызывают наибольшие затруднения учащихся, между тем именно они, как правило, включаются в централизованный контроль. Сейчас такой контроль проводится только для учеников 11 класса в форме ЕГЭ, в котором содержится 21% заданий на алгоритмизацию и программирование. Отметим также, что важность этой темы подчеркивается тем, что в одиннадцати из двадцати пяти билетах для итоговой аттестации за курс основной школы имеется вопрос или задание по программированию или алгоритмизации. А количество часов, которые обычно выделяются на изучение этого раздела по имеющимся УМК, явно недостаточно.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что многие выпускники школ обладают
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.