Из опыта преподавания темы «Основы алгоритмизации» с применением программы «Конструктор блок-схем» в 9 классах

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Гоу дпо нижегородский институт развития образования

Кафедра теории и методики обучения информатике

Квалификационная работа на высшую категорию

Из опыта преподавания темы «Основы алгоритмизации»
с применением программы «Конструктор блок-схем»
в 9 классах

1 квалификационная категория

МОУ СОШ № 6 г. Выксы

Научный консультант: доцент кафедры теории и методики обучения информатике

Баханский

Александр Григорьевич

2008


Оглавление

Оглавление. 2

1      Введение. 3

1.1    Обоснование выбора темы.. 3

1.2    История. 4

1.3    Анализ существующих разработок. 5

1.4    Цели и задачи. 7

2      Психолого-педагогические принципы, дидактические принципы, заложенные в основу работы, особенности их реализации в учебном процессе. 8

2.1    Пояснительная записка. 8

2.2    Используемые средства обучения. 10

2.3    Основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения информатике  12

2.4    Методические рекомендации по использованию рабочей тетради. 14

3      Результаты использования предложенных рекомендаций. 15

4      Заключение. 16

Список литературы.. 17

Приложение. 18


1  Введение

1.1  Обоснование выбора темы

Конец XX и начало XXI века войдут в историю как время перехода человечества от индустриального к постиндустриальному и затем к информационному обществу. Процесс, обеспечивающий этот переход, получил название "информатизация". К нему относят создание, развитие и применение информационных средств и технологий, способствующих кардинальному улучшению качества труда и жизни людей. Процесс информатизации общества инициирует процесс информатизации образования, направленный на повышение его качества, а также внедрение, сопровождение и развитие новых информационных технологий во всех видах образовательной деятельности. Фундаментом информатизации является новая научно-естественная дисциплина информатика, только начинающая выходить из этапа накопления и осмысления эмпирического материала.

Уже больше 20 лет в школах страны ведется преподавание информатики. С одной стороны, накоплен некоторый опыт, с другой стороны, информатика как предмет не может похвастаться разработанными методиками и учебниками наравне с такими дисциплинами, как математика, физика и др., которые удовлетворили бы запросы учителя и ученика во всех отношениях.

Все учителя информатики, которые начали работать 10-15 лет назад, помнят ситуацию, когда формально учебники в школе были, но пользоваться ими можно было при изучении лишь отдельных тем, остальной же материал приходилось готовить самим и выдавать его учащимся под запись.

На первой стадии обучение информатике в средней школе сводилось в основном к алгоритмизации (построению и анализу алгоритмов, разработке и конструированию программ). На то были веские причины. К ним можно отнести плохую материальную базу образовательных учреждений, недостаточную методическую подготовку преподавателей, отсутствие вариативных методических разработок, примитивное программное обеспечение и неразвитые информационные технологии, недопонимание необходимости информатизации образования административными работниками и т. д. Но, несмотря на все эти сложности, школьники получали достаточные представления, умения и навыки, связанные с овладением наиболее общими компонентами алгоритмизации, которые на современном этапе развития общества начинают рассматриваться как естественное требование к части общей культуры каждого человека и называются алгоритмической культурой. И формировать её было кому. Ведь преподавателями информатики в то время были учителя математики, физики, инженеры-программисты вычислительных центров, научно-исследовательских учреждений и предприятий военно-промышленного комплекса. Наряду со многими отрицательными моментами, этот факт нес в себе ещё и мощный положительный заряд: обучение алгоритмизации практически всегда проводилось на достаточно высоком научном уровне.

Со временем и в школе, и в вузе алгоритмизации стали уделять все меньше и меньше внимания. Сравнительный анализ школьных программ  за 1985-2007 гг., по которым учились и учатся школьники, показывает постоянное сокращение за это время количества учебных часов, отводимых этой проблеме. В итоге к настоящему времени эти часы сокращены более чем в два раза. Постепенно алгоритмизация заняла достаточно скромную нишу в обучении информатике среди многих других компонентов информатического знания. Процесс этот объективный и связан с осознанием важности каждой содержательной линии информатики и, прежде всего, с бурным развитием информационных технологий, без освоения базовой части которых выпускник средней школы становится функционально неграмотным.

Кроме того, вызывает сомнение распределение учебных часов между темами — модулями, как принято говорить у информатиков. Многие учителя информатики отмечают, что с каждым годом все труднее становится обучить всех учеников программированию и алгоритмизации. Эти темы вызывают наибольшие затруднения учащихся, между тем именно они, как правило, включаются в централизованный контроль. Сейчас такой контроль проводится только для учеников 11 класса в форме ЕГЭ, в котором содержится 21% заданий на алгоритмизацию и программирование. Отметим также, что важность этой темы подчеркивается тем, что в одиннадцати из двадцати  пяти билетах для итоговой аттестации за курс основной школы имеется вопрос или задание по программированию или алгоритмизации. А количество часов, которые обычно выделяются на изучение этого раздела по имеющимся УМК, явно недостаточно.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что многие выпускники школ обладают

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Материалы по педагогической практике
Размер файла:
191 Kb
Скачали:
0