Социология: Учебное пособие (Теоретико-методологические подходы к изучению социальных явлений, процессов и систем. Методология и методика эмпирического социологического исследования)

Страницы работы

93 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Новосибирская государственная академия экономики и управления

Учебное пособие

О т в е т с т в е н н ы й  р е д а к т о р доктор экономических наук, профессор

Новосибирск

2001

Введение

«…Социология не может ограничиться простым коллекционированием фактов, какими бы важными и интересными они ни были… Поэтому  мы должны учиться ставить теоретические вопросы, которые позволяют нам правильно интерпре-тировать факты посредством установления причин исследуемых событий».

Социология как самостоятельная научная дисциплина существует около 200 лет. С самого начала она подразделялась на социальную статику и социальную динамику (О.Конт), однако до сих пор и социальная статика, и социальная динамика разными социологами понимаются по-разному. Что же изучает социоло-гическая наука? Она изучает жизнедеятельность человека, социальных групп и обществ, т.е. ее предметом является наше собственное поведение как социальных существ – от случайных встреч на улице до глобальных социальных процессов. Основу социологического подхода к изучению человека и человечества составляет взгляд на нашу жизнедеятельность как отражение различных сторон нашего социального опыта. Этот подход предполагает выявление социальных воздействий, формирующих нашу жизнь. При этом именно благодаря социологии мы лучше узнаем и наши индивидуальные качества, и качества других людей.

Особый интерес социологии – это социальная жизнь в современном мире, обретшем свой облик в результате глубоких изменений в человеческих обществах, которые произошли за последние 200 лет. Сегодня повсеместно радикально изменяются сферы труда, власти, информации. Образование становится самостоятельным фактором глубоких социальных перемен, а образованные люди – особым потенциалом общества, обеспе-чивающим ему конкурентоспособность. Меняются социальные статусы и роли, меняются системы ценностей.

Так, освоение рыночных механизмов в российской эконо-мике связано одновременно с двумя проблемами: с осознанием всеобщности человеческих ценностей и с формированием у людей потребности в новом восприятии своей роли активного субъекта социальной деятельности. Рыночное индивидуалистское «я» как бы уравновешивается коллективистским «мы», и баланс между ними в определенной мере отражает формирующуюся новую социальную структуру общества, существенными компонентами которой являются богатые и бедные, имеющие высокий уровень образования и низкий и т.д. В то же время рынок объективно осуществляет отбор людей, обладающих выдающимися интеллек-туальными и организаторскими способностями, и выбрасывает на обочину жизни тех, кто такими способностями не обладает и не может точно и вовремя отреагировать на изменяющуюся конъюнктуру (а еще лучше ее предвидеть!).

Знание тенденций изменения социальной жизни должно стать необходимым условием успешного функционирования индивида, социальной группы, общества. В практике управления должны применяться представления о социальной группе, социальном слое, социальной структуре, так как изменяющиеся интересы различных групп общества влияют на мотивацию и коллективной, и индивидуальной деятельности, а следовательно, развивают чуткость к широкому универсуму социальной деятельности, в которую мы все вовлечены.

Правомерно заметить, что нельзя изучать социологию, не подвергая сомнению некоторые из своих глубоко укоренившихся взглядов. Изучение социологии в определенной степени является исследовательским процессом, который вполне вознаградит тех, кто с этим справится, поскольку известно, что тот, кто обладает нужными знаниями, распоряжается ресурсами тех, кто владеет навыками и умениями. Как утверждал Т.Парсонс, «умные управляют сильными».

Тема 1. Теоретико-методологические подходы к изучению социальных явлений, процессов и систем

1. Понимание как форма восприятия социального мира

2. Основные социоцентрированные и человекоцентрированные социологические теории

Известно, что всякая наука исполь-зует определенные методы и приемы

Похожие материалы

Информация о работе