Министерство образования Российской Федерации
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Учебная программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры маркетинга и организации коммерческого дела 23. 02. 2001г., протокол № 6.
Составитель к.э.н., доц.
Основной целью проводимых в современной России социально-экономических реформ является построение в стране открытой экономики рыночного типа.
Для успешного развития такой экономки необходимо, чтобы главным ориентиром производства и продажи товаров стали потребности и спрос конкретных групп потребителей. Эффективная работа на рынке требует знания и учета объективных рыночных законов, умения организовать регулярное получение и оперативное использование рыночной информации, а также повышение конкурентоспособности своей продукции и др. Все это является элементами маркетинга – одной из наиболее эффективных концепций рыночной экономики. Именно на основе результатов маркетинговой деятельности проводится большинство коммерческих операций на рынке. О росте значения маркетинга свидетельствуют, в частности, результаты специальных исследований, согласно которым примерно 75% коммерческих неудач на рынке происходят по причинам, связанным с ошибками в маркетинговой деятельности, а лишь менее четверти их обусловлено другими причинами.
Роль и значение маркетинга в рыночной экономике определяет цель преподавания дисциплины: изучения концепции маркетинга как системы основных идей и положений рыночной деятельности.
Содержание этой системы подводит деятелей рынка к пониманию того, что достижение целей любой фирмы зависит от того, насколько успешно она изучила запросы потребителей и удовлетворила их наиболее полно и эффективно по сравнению с конкурентами.
Маркетинг является одной из основных категорий рыночной экономики, которая все в большей мере становится определяющей в нашей жизни. Поэтому специалисты народного хозяйства вынуждены не только признать эту область знаний, но и изучать сущность маркетинга, его основные аспекты и концепции, хорошо знать организацию маркетинга, использовать методы и приемы этой деятельности, поэтому, основной задачей преподавания дисциплины «Маркетинг» является подготовка специалистов к практической рыночной деятельности и осмысленному внедрению приобретенной суммы знаний в работу фирм на рынках.
Локальными задачами изучения дисциплины «Маркетинг» являются:
· изучение основных определений и понятий рыночной экономики и маркетинга;
· ознакомление с концепциями, целями, функциями, принципами и задачами маркетинговой деятельности;
· рассмотрение типов, видов и моделей рынков, приемов их исследования;
· проведение анализа соотношения спроса и предложения;
· изучение ценовой политики, форм и методов ценообразования;
· проектирование каналов товародвижения;
· овладение методами контроля за маркетинговой деятельностью;
· освоение различных методов повышения эффективности деятельности фирмы.
Дисциплина «Маркетинг» изучается в процессе подготовки кадров по всем специальностям экономического профиля, он входит обязательным предметом в цикл общепрофессиональных дисциплин.
Особенность дисциплины «Маркетинг» определяется тем, что она является обобщающей, т.е. использует знания, полученные при изучении различных дисциплин: экономической теории, отраслевых экономик, статистики, товароведения, технологии торговли, финансовых дисциплин, бухгалтерского учета, экономико-математических методов. Кроме того, дисциплина «Маркетинг» изучает вопросы некоторых других дисциплин: социологии, психологии, социальной психологии, прогностики и т.д.
Освоение дисциплины «Маркетинг» достаточно сложно, поэтому студентам следует уделять особое внимание изучению данной дисциплины.
Сложность освоения содержания обусловлено следующими причинами:
во-первых, маркетинг следует понимать как новое мировоззрение, как идеологию предпринимательства или как философию бизнеса (marketing is way of thinking), учитывая переходный период в развитии народного хозяйства России, процесс ломки административно-командных стереотипов управления экономикой достаточно сложен;
во-вторых, маркетинг представляет собой совокупность методов, средств и приемов по изучению рынка (marketing research), т.е. является методологией изучения рынка, следовательно в этом аспекте необходимо собирать, обрабатывать, анализировать и прогнозировать информацию о рынках (чего ранее специалисты делать не умели);
в-третьих, маркетинг представляет собой совокупность методов, средств и приемов по управлению рыночной деятельностью (marketing management). В этом аспекте при изучении дисциплины «Маркетинг» студентам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.