61
. |
•тш, мин |
I = 0%о |
1 — |
.
______ |_____ I______ |_____ 1______ [
О
23456789р Рис. 2.4. Зависимость минимально возможного интервала от числа сигнальных показаний
2.4. Автоматическая локомотивная сигнализация и контроль скорости поезда
Безопасность движения полностью определяется способностью машиниста воспринимать сигналы и в соответствии с ними управлять скоростью поезда. При тумане, метели и т.п. дальность видимости может сократиться до десятка метров, а длительность видимости — до нескольких секунд, что значительно усложняет работу машинистов.
Наилучшие условия для восприятия сигнальных показаний создаются при отображении их на светофоре, расположенном в кабине локомотива. Это достигается с помощью устройств автоматической локомотивной сигнализации (АЛС). Информация, необходимая для работы АЛС, может передаваться с пути на локомотив в наиболее важных по обеспечению безопасности точках пути (на подходах к станциям, у перегонных светофоров, в местах ограничения скоростей) или непрерывно на всем пути следования поезда.
Точечный характер воздействия путевых устройств на локомотивные не обеспечивает непрерывный контроль их исправности и не позволяет выполнить крайне необходимое при значительных размерах движения требование — немедленное извещение машиниста о всех изменениях показаний впереди расположенных светофоров.
Восприняв желтый огонь на светофоре 5 (рис. 2.5), машинист поезда 2 может быть в дальнейшем лишен видимости светофора 3. В таких условиях он считает, что на светофоре 3 горит красный огонь, и включает тормоза. Тем временем поезд 1 освобождает блок-участок, но инерционность тормозов влечет остановку поезда 2 у светофора 3 с желтым огнем, трога-ние с места и разгон. Это сопровождается потерями времени, энергии и задержками вслед идущих поездов, поэтому АЛС, основанную на точечном принципе передачи информации (АЛСТ), целесообразно применять на участках с небольшими размерами движения.
Рис 2.5. Движение поезда 2 при отсутствии видимости светофора 3
Рис. 2.6. Увязка показаний локомотивных и путевых светофоров трехзначной автоблокировки
Ьолее совершенной является АЛС непрерывного тип (АЛСН), в которой для передачи информации с пути на локомотив используют рельсовые цепи, индуктивные линии связи или радиоканалы.
Преимущественное распространение на железных дорогах России получило сочетание АЛСН с АБ, что обусловлено возможностью использования путевых светофоров для регулирования движения поездов в случае отказа АЛСН, а также для пропуска по участку подвижных единиц, не оборудованных локомотивными устройствами. Кроме того, при ремонте одного из путей двухпутного или многопутного участка с помощью АЛСН организуется движение поездов по другому в неправильном направлении.
Использование АЛС как самостоятельное средство сигнализации и связи (АЛСО) позволяет не устанавливать проходные светофоры АБ, заменив их сигнальными знаками со светоотражателями и цифровыми литерными табличками. При этом затраты на строительство и техническое обслуживание АБ сокращаются, но предъявляются повышенные требования к надежности локомотивной сигнализации. Практически необходимо оборудовать участок и локомотивы двумя различными системами АЛС, что удорожает технические средства и является основным препятствием для широкого внедрения этой системы.
При совместной работе АБ и АЛСН сигнальные показания путевых и локомотивных светофоров должны быть увязаны между собой однозначно. Если при трехзначной АБ число сигнальных показаний АЛСН взять равным трем (рис. 2.6, диаграмма 7), то красному огню локомотивного светофора будет соответствовать расположение поезда на блок-участке перед путевым светофором с красным огнем и после проезда этого светофора, что дезориентирует машиниста. Кроме того, красному огню локомотивного светофора соответствовали бы различные скоростные режимы ведения поезда.
В соответствии с ПТЭ после остановки поезда перед проходным светофором с красным огнем, с непонятным показанием или погасшим, если машинист видит или знает, что впереди лежащий блок-участок занят поездом, ему запрещается продолжать движение, пока тот не освободится, в противном случае он должен после остановки отпустить тормоза. Если за это время на светофоре не появится разрешающий огонь, машинист должен вести поезд до следующего светофора со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. При аналогичной ситуации со следующим проходным светофором движение поезда после остановки будет продолжаться в том же порядке.
В случае, когда после проследования в установленном порядке проходного светофора с запрещающим показанием на локомотивном светофоре появится разрешающее показание, машинист может вести поезд, руководствуясь показаниями локомотивного светофора, но со скоростью не более 40 км/ч до следующего светофора.
При наличии разрешающего огня на локомотивном светофоре проходные светофоры с погасшим огнем разрешается проследовать безостановочно, руководствуясь показанием локомотивного светофора.
Таким образом, на блок-участке между светофорами с желтым и красным огнями скорость поезда должна быть снижена до остановки, а на блок-участке за красным сигналом при возникновении препятствия необходимо гарантировать остановку поезда в пределах видимого машинистом тормозного пути или не превышать скорость 20 км/ч. Очевидно, что в таких условиях автоматический контроль скорости поезда при появлении на локомотивном светофоре красного огня невозможен.
Для устранения этих недостатков необходимо, чтобы красный огонь локомотивного светофора загорался при проезде светофора с красным огнем, а движению поезда к светофору с красным огнем соответствовало бы иное сигнальное показание. Следовательно, число сигнальных показаний АЛСН должно быть по крайней мере на одно больше значности АБ.
На отечественных железных дорогах применяют четырехзначную АЛСН в сочетании с трехзначной АБ, где в качестве дополнительного сигнального показания локомотивного светофора (рис. 2.6, диаграмма 2) используют желтый огонь с красным. На локомотивном светофоре
64
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.