Требования к знаниям и умениям студентов после изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
· методологию маркетинга и его роль в повышении экономической эффективности деятельности организации;
· механизм международного движения товаров, услуг и факторов производства;
· основы информационно-рекламной деятельности;
· методы определения конкурентоспособности продукции и предприятия;
уметь:
· использовать методы маркетинга в производственной деятельности;
· владеть методами информационно-рекламной деятельности;
· формировать структуру управления маркетинговой деятельностью.
Наименование темы |
Количество часов |
||||
лекций |
практических |
Самостоятельная работа |
|||
Раздел 1. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА |
|||||
1. Социальные основы маркетинга |
4 |
||||
2. Основы теории поведения покупателя |
2 |
1 |
1 |
||
3. Маркетинговая среда |
4 |
||||
4. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация |
1 |
1 |
2 |
||
5. Анализ рыночных возможностей |
4 |
||||
6. Отбор целевых рынков |
4 |
||||
7. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов |
4 |
||||
8. Управление маркетингом |
8 |
||||
Раздел 2. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА И ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА |
|||||
1. Понятие и классификация товара в системе маркетинга |
2 |
1 |
1 |
||
2. Рыночная атрибутика товара |
4 |
||||
3. Маркетинговая деятельность и ЖЦТ |
1 |
1 |
2 |
||
4. Разработка и внедрение на рынок новых товаров |
4 |
||||
5. Формирование ассортимента и управление им |
4 |
||||
6. Понятие и показатели конкурентоспособности товара |
1 |
3 |
|||
7. Методы и оценка конкурентоспособности товаров |
1 |
1 |
2 |
||
8. Комплекс маркетинговых коммуникаций |
4 |
||||
9. Реклама в комплексе маркетинговых коммуникаций |
1 |
3 |
|||
10. Разработка коммуникационной стратегии |
4 |
||||
Раздел 3. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРА |
|||||
1. Цена в комплексе маркетинга |
2 |
1 |
1 |
||
2. Выбор метода ценообразования |
1 |
3 |
|||
3. Разработка ценовой стратегии. Рыночная корректировка цен. |
4 |
||||
4. Экономическое обоснование посредников |
1 |
1 |
2 |
||
5. Виды посредников |
1 |
1 |
|||
6. Традиционное распределение товаров |
1 |
3 |
|||
7. Вертикальные маркетинговые системы |
4 |
||||
Итого |
12 |
10 |
80 |
||
2. Содержание учебного материала
2.1. Лекционные занятия
№ п/п |
Наименование темы,содержание лекции |
Всего часов |
Пятый семестр |
||
Раздел 1. Основы маркетинга. Исследование рынка |
||
1.1 |
Социальные основы маркетинга Понятие «маркетинг». Имеющиеся определения маркетинга. Маркетинг как философия. Практический маркетинг. Составляющие маркетинга. Предпосылки становления, формирования и развития маркетинга Предпринимательство и маркетинг. Узкое и широкое определение маркетинга. Проблемы определения маркетинга. Исходные категории маркетинга: нужда, потребность, товар, запрос, обмен, сделка. Создание потребности. Факторы динамизма потребностей. Подходы к изучению потребностей (рациональный и поведенческий). Принципы маркетинга: научные принципы, общесоциальные принципы. Уровни товара. Функции маркетинга. Вопросы, решаемые маркетологами. Требования, предъявляемые к маркетологам. Состояние спроса на рынке и виды маркетинга. Концепции управления маркетингом. Базисные концепции, современные концепции. Теория маркетинговой миопии. Отношение фирм к маркетингу. Теоретические школы маркетинга Этические аспекты маркетинга Критика маркетинга: со стороны общественности, со стороны отдельного потребителя. |
срс |
1.2 |
Основы теории поведения покупателя Психология потребности и мотивации. Проблема мотивации потребностей. Различие категорий потребность и мотив. Мотивационный процесс. Стадии мотивационного процесса Теория содержания мотивации: теория иерархии потребностей Маслоу; теория Альдерфера (потребности существования, потребности связи, потребности роста); теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория двух факторов Герцберга. Обобщенный взгляд на теорию содержания мотивации. Соотношение групп потребностей в четырех теориях мотивации. Экономические аспекты теории поведения покупателей: Потребительское поведение, бюджетные ограничения и покупательная способность. Моделирование покупательского поведения (экономическая, социологическая, психологическая модель). |
2 |
1.3 |
Маркетинговая средаПонятие маркетинговой среды. Микросреда маркетинга и макросреда маркетинга Принципиальное отличие микросреды от макросреды. Внутренняя и внешняя маркетинговая среда. Факторы микросреды. Типы потребительских рынков. Виды посредников. Конкурентная среда. Типы конкурентов. Виды контактных аудиторий. Содержание контактных аудиторий. Макросреда маркетинга. Факторы макросреды. |
срс |
1.4 |
Маркетинговые исследовании и маркетинговая информация Сущность маркетинговых исследований. Этапы маркетинговых исследований. Процесс маркетингового исследования Концепция системы маркетинговой информации: система внутренней отчетности; система сбора внешней текущей маркетинговой информации; система маркетинговых исследований; система анализа маркетинговой информации (статистический банк, банк моделей); система маркетингового исследования (выявление проблем и формулирование целей, отбор источников информации, сбор информации, анализ собранной информации, предоставление полученных результатов). Отличие маркетингового исследования от маркетинговой разведки. Типы маркетинговой информации. Синдикативная информация. Достоинства и недостатки каждого из типов информации. Области применения синдикативной информации. Основные методы сбора данных. Достоинства и недостатки каждого из методов. |
1 |
1.5 |
Анализ рыночных возможностей Определение понятия «рынок». Эволюция рынка. Классификация рынков. Классификация товарных рынков. Розничный рынок. Оптовый рынок Конъюнктура рынка. Емкость рынка. Емкость рынка и доля рынка. Система комплексного изучения рынка: этап предварительного анализа, этап оперативного планирования, задачи исследования рынка. Анализ рыночных возможностей. Определение сильных и слабых сторон. Выявление угроз. Методы изучения рынка |
срс |
1.6 |
Отбор целевых рынков Сущность сегментирования рынка. Понятие "сегмент". Необходимость сегментации рынка. Ниша рынка. Выбор целевого рынка (варианты охвата рынка). Достоинства и недостатки каждой из выбранных стратегий выхода на рынок. Позиционирование товара на рынке. Карта позиционирования |
срс |
1.7 |
Сегментирование рынка Характеристика сегмента: емкость, прибыльность, доступность, существенность, эффективность, защищенность, совместимость. Признак сегмента (методы сегментации): географический, демографический, психографический, поведенческий. Описательная и качественная сегментация. Достоинства и недостатки каждого из вышеприведенных признаков сегментации. |
срс |
1.8 |
Управление маркетингом Стратегическое планирование маркетинга: содержание, особенности, планирование целей. Матрица «товар - рынок»: сущность, вид, основные стратегические рекомендации, достоинства и недостатки. Матрица «роста - рыночной доли»: сущность, вид, описание секторов, достоинства и недостатки. Виды стратегии в зависимости от занимаемой доли рынка. Модель конкуренции (модель М.Портера). Связь между долей рынка и доходом от инвестиций. Планирование программы маркетинга. Причины сложности планирования. Виды программ. Структура маркетинговых программ. Организационная структура управления маркетингом. Маркетинговый контроль: процесс контроля, виды контроля. |
срс |
Раздел 2. Товарная политика и продвижение товара |
||
2.1. |
Понятие и классификация товара в системе маркетинга Понятие товарной политики, задачи и направления товарной политики. Понятие продукта. Понятие товара в системе маркетинга. Виды товара, его составляющие. Многоуровневые интегральные модели товара: двух-, трех-, четырех- и пятиуровневые. Мультиатрибутивная модель товара. Принципы товарной политики. Методы классификации, их достоинства и недостатки. Классификации товаров. Системы кодирования товаров. |
2 |
2.2 |
Рыночная атрибутика товара Понятие товарной марки, ее виды. История развития товарных марок. Правовые аспекты использования товарных знаков в РБ. Функции, выполняемые товарными знаками. Проблемы, возникающие при разработке и использовании товарных знаков. Создание фирменного стиля. Брэндинг. Показатели оценки «силы брэнда». Факторы, влияющие на брэнд-имидж. Уровни формирования престижности брэнда. Преимущества брэнда. Нейминг. Марочные стратегии. |
срс |
2.3 |
Маркетинговая деятельность и ЖЦТ Концепции жизненного цикла спроса, технологии изделия товара |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.