Учебная программа дисциплины «Маркетинг» (Содержание учебного материала. Учебно-методическая карта дисциплины)

Страницы работы

27 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Требования к знаниям и умениям студентов после изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

·  методологию маркетинга и его роль в повышении экономической эффективности деятельности организации;

·  механизм международного движения товаров, услуг и факторов производства;

·  основы информационно-рекламной деятельности;

·  методы определения конкурентоспособности продукции и предприятия;

уметь:

·  использовать методы маркетинга в производственной деятельности;

·  владеть методами информационно-рекламной деятельности;

·  формировать структуру управления маркетинговой деятельностью.

1.3. Общее количество часов и распределение аудиторного времени по видам занятий

Наименование темы

Количество часов

лекций

практических

Самостоятельная работа

Раздел 1. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА

1.  Социальные основы маркетинга

4

2.  Основы теории поведения покупателя

2

1

1

3.  Маркетинговая среда

4

4.  Маркетинговые исследования и маркетинговая информация

1

1

2

5.  Анализ рыночных возможностей

4

6.  Отбор целевых рынков

4

7.  Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов

4

8. Управление маркетингом

8

Раздел 2. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА И ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА

1. Понятие и классификация товара в системе маркетинга

2

1

1

2. Рыночная атрибутика товара

4

3. Маркетинговая деятельность и ЖЦТ

1

1

2

4. Разработка и внедрение на рынок новых товаров

4

5. Формирование ассортимента и управление им

4

6. Понятие и показатели конкурентоспособности товара

1

3

7. Методы и оценка конкурентоспособности товаров

1

1

2

8. Комплекс маркетинговых коммуникаций

4

9. Реклама в комплексе маркетинговых коммуникаций

1

3

10. Разработка коммуникационной стратегии

4

Раздел 3. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРА

1. Цена в комплексе маркетинга

2

1

1

2. Выбор метода ценообразования

1

3

3. Разработка ценовой стратегии. Рыночная корректировка цен.

4

4. Экономическое обоснование посредников

1

1

2

5. Виды посредников

1

1

6. Традиционное распределение товаров

1

3

7. Вертикальные маркетинговые системы

4

Итого

12

10

80

2.  Содержание учебного материала

2.1. Лекционные занятия

п/п

Наименование темы,содержание лекции

Всего

часов

Пятый семестр

Раздел 1.  Основы маркетинга. Исследование рынка

1.1

Социальные основы маркетинга

Понятие «маркетинг». Имеющиеся определения маркетинга. Маркетинг как философия. Практический маркетинг. Составляющие маркетинга. Предпосылки становления, формирования и развития маркетинга

Предпринимательство и маркетинг. Узкое и широкое определение маркетинга. Проблемы определения маркетинга.

Исходные категории маркетинга: нужда, потребность, товар, запрос, обмен, сделка. Создание потребности. Факторы динамизма потребностей. Подходы к изучению потребностей (рациональный и поведенческий).

Принципы маркетинга: научные принципы, общесоциальные принципы. Уровни товара.

Функции маркетинга. Вопросы, решаемые маркетологами. Требования, предъявляемые к маркетологам.

Состояние спроса на рынке и виды маркетинга.

Концепции управления маркетингом. Базисные концепции, современные концепции. Теория маркетинговой миопии. Отношение фирм к маркетингу.

Теоретические школы маркетинга

Этические аспекты маркетинга Критика маркетинга: со стороны общественности, со стороны отдельного потребителя.

срс

1.2

Основы теории поведения покупателя

Психология потребности и мотивации. Проблема мотивации потребностей. Различие категорий потребность и мотив.

Мотивационный процесс. Стадии мотивационного процесса

Теория содержания мотивации: теория иерархии потребностей Маслоу; теория Альдерфера (потребности существования, потребности связи, потребности роста); теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория двух факторов Герцберга.

Обобщенный взгляд на теорию содержания мотивации. Соотношение групп потребностей в четырех теориях мотивации. Экономические аспекты теории поведения покупателей:

Потребительское поведение, бюджетные ограничения и покупательная способность. Моделирование покупательского поведения (экономическая, социологическая, психологическая модель).

2

1.3

Маркетинговая среда

Понятие маркетинговой среды. Микросреда маркетинга и макросреда маркетинга Принципиальное отличие микросреды от макросреды. Внутренняя и внешняя маркетинговая среда.

Факторы микросреды. Типы потребительских рынков. Виды посредников. Конкурентная среда. Типы конкурентов. Виды контактных аудиторий. Содержание контактных аудиторий.

Макросреда маркетинга. Факторы макросреды.

срс

1.4

Маркетинговые исследовании и маркетинговая информация

Сущность маркетинговых исследований. Этапы маркетинговых исследований. Процесс маркетингового исследования

Концепция системы маркетинговой информации: система внутренней отчетности; система сбора внешней текущей  маркетинговой информации; система маркетинговых исследований; система анализа маркетинговой информации (статистический банк,  банк моделей); система маркетингового исследования (выявление проблем и формулирование целей, отбор источников информации, сбор информации, анализ собранной информации, предоставление полученных результатов). Отличие маркетингового исследования от маркетинговой разведки.

Типы маркетинговой информации. Синдикативная информация. Достоинства и недостатки каждого из типов информации. Области применения синдикативной информации.

Основные методы сбора данных. Достоинства и недостатки каждого из методов.

1

1.5

Анализ рыночных возможностей

Определение понятия «рынок». Эволюция рынка. Классификация рынков. Классификация товарных рынков. Розничный рынок. Оптовый рынок Конъюнктура рынка.

Емкость рынка. Емкость рынка и доля рынка.

Система комплексного изучения рынка:  этап предварительного анализа, этап  оперативного планирования, задачи исследования рынка.

Анализ рыночных возможностей. Определение сильных и слабых сторон. Выявление угроз.

Методы изучения рынка

срс

1.6

Отбор целевых  рынков

Сущность сегментирования рынка. Понятие "сегмент".  Необходимость сегментации рынка. Ниша рынка.

Выбор целевого рынка (варианты охвата рынка). Достоинства и недостатки каждой из выбранных стратегий выхода на рынок.

Позиционирование товара на рынке. Карта позиционирования

срс

1.7

Сегментирование рынка

Характеристика сегмента: емкость, прибыльность, доступность,  существенность, эффективность, защищенность,  совместимость. Признак сегмента (методы сегментации): географический, демографический, психографический, поведенческий. Описательная и качественная сегментация. Достоинства и недостатки каждого из вышеприведенных признаков сегментации.

срс

1.8

Управление маркетингом

Стратегическое планирование маркетинга: содержание, особенности, планирование целей. 

Матрица «товар - рынок»: сущность, вид, основные стратегические рекомендации,  достоинства и недостатки.

Матрица «роста - рыночной доли»: сущность, вид, описание секторов, достоинства и недостатки.

Виды стратегии в зависимости от занимаемой  доли рынка. Модель конкуренции (модель М.Портера). Связь между долей рынка и доходом от инвестиций.

Планирование программы маркетинга. Причины сложности планирования. Виды программ. Структура маркетинговых программ.

Организационная структура управления маркетингом.

Маркетинговый контроль: процесс контроля, виды контроля.

срс

Раздел 2. Товарная политика и продвижение товара

2.1.

Понятие и классификация товара в системе маркетинга

Понятие товарной политики, задачи и направления товарной политики. Понятие продукта. Понятие товара в системе маркетинга. Виды товара, его составляющие. Многоуровневые интегральные модели товара: двух-, трех-, четырех- и пятиуровневые. Мультиатрибутивная модель товара. Принципы товарной политики. Методы классификации, их достоинства и недостатки. Классификации товаров. Системы кодирования товаров.

2

2.2

Рыночная атрибутика товара

Понятие товарной марки, ее виды. История развития товарных марок. Правовые аспекты использования товарных знаков в РБ. Функции, выполняемые товарными знаками. Проблемы, возникающие при разработке и использовании товарных знаков. Создание фирменного стиля. Брэндинг. Показатели оценки «силы брэнда». Факторы, влияющие на брэнд-имидж. Уровни формирования престижности брэнда. Преимущества брэнда. Нейминг. Марочные стратегии.

срс

2.3

Маркетинговая деятельность и ЖЦТ

Концепции жизненного цикла спроса, технологии изделия товара

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Маркетинг
Тип:
Рабочие и учебные программы дисциплин
Размер файла:
453 Kb
Скачали:
0