Модель правотворческого процесса в Республике Беларусь. Планирование нормотворческой деятельности. Нормотворческая инициатива, подготовка проекта нормативного правового акта. Официальное опубликование нормативных правовых актов

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Фрагмент текста работы

Модель правотворческого процесса в Республике Беларусь

Правотворчество является одним из средств правового регулирования общественных отношений. Правотворческая деятельность представляет собой сложный и многогранный процесс, складывающийся из необходимых, последовательно осуществляемых организационных действий, которые в теории принято называть стадиями.

Стадия (этап) правотворческого процесса – это относительно самостоятельная и завершённая часть процесса, позволяющая обособить его от других частей.

Правотворческая деятельность предполагает подробную регламентацию всех стадий и правил правотворческого процесса, в результате которого издаются (принимаются) нормативные правовые акты. Таким образом, правотворческий процесс есть порядок последовательных действий, в результате которых принимаются (издаются) нормативные правовые акты.

Определение количества стадий зависит от понимания сущности правотворческого процесса. Таким образом, можно выделить пять основных стадий правотворческого процесса:

1)  правотворческая инициатива – управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт;

2)  разработка проекта предполагаемого нормативного акта;

3)  обсуждение проекта, которое осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится на всенародное обсуждение, на заключение специалистов-экспертов;

4)  принятие нормативного акта;

5)  официальное опубликование нормативного акта.

Следует отметить, что Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями, установлены следующие стадии нормотворческого процесса:

1) планирование нормотворческой деятельности;

2) нормотворческая инициатива;

3) подготовка проекта нормативного правового акта;

4) принятие (издание) нормативного правового акта;

5) включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

6) опубликование нормативного правового акта (ст. 39 З-на).

1. ПЛАНИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планирование нормотворческой деятельности – первая стадия нормотворческого процесса – на законодательном уровне было закреплено впервые. Значимость данной стадии существенно возросла в связи с постоянной тенденцией к увеличению числа принимаемых актов.

Роль данной стадии – формирование научной основы выявления социальных проблем, требующих законодательного разрешения, подготовка и обоснование вариантов законов и их возможных последствий, отбор предмета закона и определение порядка его разработки. Выделение данной стадии способствует углубленному анализу социальных процессов и выработке научно обоснованных оценок полезности тех или иных вариантов  законодательных актов, предотвращает формальный подход к принятию законов.

Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется, как правило, на плановой основе, что предполагает разработку 1) государственных программ, содержащих положения о подготовке проектов нормативных правовых актов; 2) ежегодных планов подготовки законопроектов и других планов подготовки проектов нормативных правовых актов.

Государственные программы подготовки проектов нормативных правовых актов, которые рассматриваются как «общегосударственная национальная правовая стратегия», утверждаются не менее, чем на пять лет и служат основой для разработки ежегодных планов.

Ежегодные планы подготовки проектов нормативных правовых актов разрабатываются и утверждаются соответствующими нормотворческими органами (должностными лицами)

Важнейшим институтом, осуществляющим планирование нормотворческой деятельности, является Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – Центр) является научно-практическим государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных актов в Республике Беларусь, методическое руководство нормотворческой деятельностью, проведение научных исследований в области права и подготовку научных работников высшей квалификации.

В частности, к компетенции Центра относится:

1.  разрабатывает концепции совершенствования законодательства, ежегодные планы подготовки законопроектов, концепции проектов законов, вносит их в установленном порядке на утверждение (одобрение, согласование) Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за реализацией планов подготовки законопроектов;

2.  осуществляет организационно-методологическое обеспечение подготовки проектов законодательных актов, а также разрабатывает, обобщает и внедряет передовые технологии подготовки проектов правовых актов;

3.  непосредственно разрабатывает проекты законодательных актов, за исключением проектов, подготовка которых возложена на другие государственные органы (организации), а также международно-правовых актов, подготовка которых возложена на Центр;

4.  принимает меры по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь;

5.  проводит обязательную юридическую экспертизу проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроекты в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Национальный центр законодательства и правовых исследований разрабатывает планы подготовки законопроектов и вносит их  в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь.

Предложения о подготовке законопроектов на следующий календарный год направляются в Центр, как правило, не позднее 1 сентября. Что касается согласования проекта Плана, то проект Плана ежегодно не позднее 1 октября направляется Центром на согласование в Совет Министров Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также в государственные органы (организации), являющиеся в соответствии с проектом Плана ответственными за подготовку законопроектов, иные заинтересованные органы (организации). Центр дорабатывает проект Плана с учётом поступивших в ходе

Похожие материалы

Информация о работе

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.