Модель правотворческого процесса в Республике Беларусь. Планирование нормотворческой деятельности. Нормотворческая инициатива, подготовка проекта нормативного правового акта. Официальное опубликование нормативных правовых актов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Модель правотворческого процесса в Республике Беларусь

Правотворчество является одним из средств правового регулирования общественных отношений. Правотворческая деятельность представляет собой сложный и многогранный процесс, складывающийся из необходимых, последовательно осуществляемых организационных действий, которые в теории принято называть стадиями.

Стадия (этап) правотворческого процесса – это относительно самостоятельная и завершённая часть процесса, позволяющая обособить его от других частей.

Правотворческая деятельность предполагает подробную регламентацию всех стадий и правил правотворческого процесса, в результате которого издаются (принимаются) нормативные правовые акты. Таким образом, правотворческий процесс есть порядок последовательных действий, в результате которых принимаются (издаются) нормативные правовые акты.

Определение количества стадий зависит от понимания сущности правотворческого процесса. Таким образом, можно выделить пять основных стадий правотворческого процесса:

1)  правотворческая инициатива – управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт;

2)  разработка проекта предполагаемого нормативного акта;

3)  обсуждение проекта, которое осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится на всенародное обсуждение, на заключение специалистов-экспертов;

4)  принятие нормативного акта;

5)  официальное опубликование нормативного акта.

Следует отметить, что Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями, установлены следующие стадии нормотворческого процесса:

1) планирование нормотворческой деятельности;

2) нормотворческая инициатива;

3) подготовка проекта нормативного правового акта;

4) принятие (издание) нормативного правового акта;

5) включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

6) опубликование нормативного правового акта (ст. 39 З-на).

1. ПЛАНИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планирование нормотворческой деятельности – первая стадия нормотворческого процесса – на законодательном уровне было закреплено впервые. Значимость данной стадии существенно возросла в связи с постоянной тенденцией к увеличению числа принимаемых актов.

Роль данной стадии – формирование научной основы выявления социальных проблем, требующих законодательного разрешения, подготовка и обоснование вариантов законов и их возможных последствий, отбор предмета закона и определение порядка его разработки. Выделение данной стадии способствует углубленному анализу социальных процессов и выработке научно обоснованных оценок полезности тех или иных вариантов  законодательных актов, предотвращает формальный подход к принятию законов.

Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется, как правило, на плановой основе, что предполагает разработку 1) государственных программ, содержащих положения о подготовке проектов нормативных правовых актов; 2) ежегодных планов подготовки законопроектов и других планов подготовки проектов нормативных правовых актов.

Государственные программы подготовки проектов нормативных правовых актов, которые рассматриваются как «общегосударственная национальная правовая стратегия», утверждаются не менее, чем на пять лет и служат основой для разработки ежегодных планов.

Ежегодные планы подготовки проектов нормативных правовых актов разрабатываются и утверждаются соответствующими нормотворческими органами (должностными лицами)

Важнейшим институтом, осуществляющим планирование нормотворческой деятельности, является Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – Центр) является научно-практическим государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных актов в Республике Беларусь, методическое руководство нормотворческой деятельностью, проведение научных исследований в области права и подготовку научных работников высшей квалификации.

В частности, к компетенции Центра относится:

1.  разрабатывает концепции совершенствования законодательства, ежегодные планы подготовки законопроектов, концепции проектов законов, вносит их в установленном порядке на утверждение (одобрение, согласование) Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за реализацией планов подготовки законопроектов;

2.  осуществляет организационно-методологическое обеспечение подготовки проектов законодательных актов, а также разрабатывает, обобщает и внедряет передовые технологии подготовки проектов правовых актов;

3.  непосредственно разрабатывает проекты законодательных актов, за исключением проектов, подготовка которых возложена на другие государственные органы (организации), а также международно-правовых актов, подготовка которых возложена на Центр;

4.  принимает меры по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь;

5.  проводит обязательную юридическую экспертизу проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроекты в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Национальный центр законодательства и правовых исследований разрабатывает планы подготовки законопроектов и вносит их  в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь.

Предложения о подготовке законопроектов на следующий календарный год направляются в Центр, как правило, не позднее 1 сентября. Что касается согласования проекта Плана, то проект Плана ежегодно не позднее 1 октября направляется Центром на согласование в Совет Министров Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также в государственные органы (организации), являющиеся в соответствии с проектом Плана ответственными за подготовку законопроектов, иные заинтересованные органы (организации). Центр дорабатывает проект Плана с учётом поступивших в ходе

Похожие материалы

Информация о работе