Модель правотворческого процесса в Республике Беларусь
Правотворчество является одним из средств правового регулирования общественных отношений. Правотворческая деятельность представляет собой сложный и многогранный процесс, складывающийся из необходимых, последовательно осуществляемых организационных действий, которые в теории принято называть стадиями.
Стадия (этап) правотворческого процесса – это относительно самостоятельная и завершённая часть процесса, позволяющая обособить его от других частей.
Правотворческая деятельность предполагает подробную регламентацию всех стадий и правил правотворческого процесса, в результате которого издаются (принимаются) нормативные правовые акты. Таким образом, правотворческий процесс есть порядок последовательных действий, в результате которых принимаются (издаются) нормативные правовые акты.
Определение количества стадий зависит от понимания сущности правотворческого процесса. Таким образом, можно выделить пять основных стадий правотворческого процесса:
1) правотворческая инициатива – управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт;
2) разработка проекта предполагаемого нормативного акта;
3) обсуждение проекта, которое осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится на всенародное обсуждение, на заключение специалистов-экспертов;
4) принятие нормативного акта;
5) официальное опубликование нормативного акта.
Следует отметить, что Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями, установлены следующие стадии нормотворческого процесса:
1) планирование нормотворческой деятельности;
2) нормотворческая инициатива;
3) подготовка проекта нормативного правового акта;
4) принятие (издание) нормативного правового акта;
5) включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
6) опубликование нормативного правового акта (ст. 39 З-на).
1. ПЛАНИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планирование нормотворческой деятельности – первая стадия нормотворческого процесса – на законодательном уровне было закреплено впервые. Значимость данной стадии существенно возросла в связи с постоянной тенденцией к увеличению числа принимаемых актов.
Роль данной стадии – формирование научной основы выявления социальных проблем, требующих законодательного разрешения, подготовка и обоснование вариантов законов и их возможных последствий, отбор предмета закона и определение порядка его разработки. Выделение данной стадии способствует углубленному анализу социальных процессов и выработке научно обоснованных оценок полезности тех или иных вариантов законодательных актов, предотвращает формальный подход к принятию законов.
Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется, как правило, на плановой основе, что предполагает разработку 1) государственных программ, содержащих положения о подготовке проектов нормативных правовых актов; 2) ежегодных планов подготовки законопроектов и других планов подготовки проектов нормативных правовых актов.
Государственные программы подготовки проектов нормативных правовых актов, которые рассматриваются как «общегосударственная национальная правовая стратегия», утверждаются не менее, чем на пять лет и служат основой для разработки ежегодных планов.
Ежегодные планы подготовки проектов нормативных правовых актов разрабатываются и утверждаются соответствующими нормотворческими органами (должностными лицами)
Важнейшим институтом, осуществляющим планирование нормотворческой деятельности, является Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.
Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – Центр) является научно-практическим государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных актов в Республике Беларусь, методическое руководство нормотворческой деятельностью, проведение научных исследований в области права и подготовку научных работников высшей квалификации.
В частности, к компетенции Центра относится:
1. разрабатывает концепции совершенствования законодательства, ежегодные планы подготовки законопроектов, концепции проектов законов, вносит их в установленном порядке на утверждение (одобрение, согласование) Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за реализацией планов подготовки законопроектов;
2. осуществляет организационно-методологическое обеспечение подготовки проектов законодательных актов, а также разрабатывает, обобщает и внедряет передовые технологии подготовки проектов правовых актов;
3. непосредственно разрабатывает проекты законодательных актов, за исключением проектов, подготовка которых возложена на другие государственные органы (организации), а также международно-правовых актов, подготовка которых возложена на Центр;
4. принимает меры по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь;
5. проводит обязательную юридическую экспертизу проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроекты в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Национальный центр законодательства и правовых исследований разрабатывает планы подготовки законопроектов и вносит их в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь.
Предложения о подготовке законопроектов на следующий календарный год направляются в Центр, как правило, не позднее 1 сентября. Что касается согласования проекта Плана, то проект Плана ежегодно не позднее 1 октября направляется Центром на согласование в Совет Министров Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также в государственные органы (организации), являющиеся в соответствии с проектом Плана ответственными за подготовку законопроектов, иные заинтересованные органы (организации). Центр дорабатывает проект Плана с учётом поступивших в ходе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.