Учреждение образования
«Международный государственный экологический университет
имени А.Д. Сахарова»
УтверждАЮ
Проректор по учебной работе
____________________
_______________ 2009 г.
Регистрационный № УД-_____/р.
Патологическая анатомия
Учебная программа для специальности:
1-330105 Медицинская экология
Факультет: |
экологической медицины, заочного обучения |
|
Кафедра: |
биологии человека и экологии |
|
Курс: |
3 |
3 |
Семестр: |
6 |
5 |
Лекции (часы): |
22 |
6 |
Практические (семинарские) занятия (часы): |
- |
- |
Лабораторные занятия (часы): |
22 |
6 |
Всего аудиторных часов по дисциплине: |
44 |
12 |
Всего часов по дисциплине: |
66 |
66 |
Зачет (семестр): |
- |
- |
Экзамен (семестр): |
6 семестр |
5 семестр |
Контрольная работа (месяц): |
– |
ноябрь |
Курсовой проект (работа) (семестр): |
– |
– |
Форма получения высшего образования: |
очная |
заочная |
МИНСК 2009
Учебная программа составлена на основе учебной программы дисциплины «Патологическая анатомия» (регистрационный № ТД-_____/тип. от _______________ 200_), учебного плана специальности очной формы обучения (регистрационный № _____ от _______________ 200_) и учебного плана специальности заочной формы обучения (регистрационный № _____ от _______________ 200_).
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры биологии человека и экологии (протокол № 10 от 21.05.2009).
Заведующий кафедрой
____________________ Е. Ю.
Одобрена и рекомендована к утверждению советом факультета экологической медицины (протокол № __ от _______________ 200_).
Председатель
____________________ М. С.
Цель изучения дисциплины.
Изучение данного курса предусматривается учебным планом специальности 1-33 01 05 «Медицинская экология».
В результате изучения данной дисциплины обучаемый должен:
иметь представление:
- об общепатологических процессах, совокупностью которых определяются морфологические и клинические проявления той или иной болезни;
- об этиологии, патогенезе и морфологии болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основах выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;
- о морфологии и механизмах процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и изменяющихся условий внешней среды;
- о номенклатуре и классификации внутренних болезней человека.
Знать и уметь использовать:
- причины, механизмы развития и структурно-функциональные проявления типовых патологических процессов, типовых расстройств органов и систем организма и их значение в развитии заболеваний;
- значение факторов внешней среды, наследственности, реактивности в возникновении, развитии и исходе заболеваний;
- механизмы развития и структурно-функциональные основы адаптационных, компенсаторно-приспособительных, защитных реакций организма и процессов выздоровления; осложнения, исходы и отдаленные последствия заболеваний;
- принципы проведения аутопсийных и биопсийных исследований.
Иметь навыки:
- характеристики морфологических изменений органов и тканей при типовых патологических процессах;
- оценки морфологических макро- и микроскопических изменений в органах и тканях при наиболее распространенных заболеваниях.
Требуются знания общих закономерностей структурно-функциональной организации организма человека на системном и органном уровнях, а также закономерностей жизнедеятельности здорового организма, его органов и функциональных систем в соответствии с программами дисциплин «Анатомия человека», «Нормальная и экологическая физиология».
Изучение дисциплины предусматривает систематическую самостоятельную работу студентов с рекомендуемой литературой, а также Internet-источниками.
2. Содержание учебного материала
Наименование тем, содержание и объем лекций (в скобках указан объем для заочной формы обучения):
№ п/п |
Наименование тем |
Содержание |
Объем (часы) |
1. |
Повреждение. Дистрофии паренхиматозные и стромально-сосудистые. |
Дистрофии как выражение нарушений тканевого (клеточного) метаболизма и форма повреждения (альтерации). Причины. Морфогенетические механизмы, структурные уровни проявлений и исходы дистрофий. Классификация дистрофий. Паренхиматозные и стромально-сосудистые дистрофии. Атеросклероз как пример заболеваний нарушенного обмена холестерина и его эстеров. |
2(0,5) |
2. |
Смешанные дистрофии. Некроз. |
Смешанные дистрофии. Нарушения обмена хромопротеидов эндогенных пигментов. Желтухи (надпеченочная, печеночная, подпеченочная). Нарушения обмена нуклеопротеидов: подагра, мочекаменная болезнь, мочекислый инфаркт. Минеральные дистрофии, их виды. Нарушения обмена кальция. Рахит. Камнеобразование. Некроз. Смерть. |
2(0,5) |
3. |
Нарушения кровообращения |
Артериальное и венозное полнокровие. Малокровие. Кровотечение, кровоизлияния. Тромбоз. Эмболия. Стаз. ДВС-синдром. Шок. |
2(0,5) |
4. |
Воспаление |
Этиология и патогенез воспаления. Альтеративное, экссудативное и продуктивное воспаление. |
2(1) |
5. |
Компенсаторно-приспособительные процессы |
Стадийность компенсаторно-приспособительных реакций. Регенерация. Гипертрофия. Гиперплазия. Метаплазия. Атрофия. Организация. Склероз. Цирроз. Дисплазия. |
2(0,5) |
6. |
Опухоли |
Этиология, патогенез, морфогенез опухолей. Принципы классификации. Гистогенетическая классификация. |
2(0,5) |
7. |
Патоморфология сердечно-сосудистых заболеваний |
Понятие о болезни. Ишемическая болезнь сердца. Гипертоническая болезнь. Атеросклероз. Пороки сердца. Кардиосклероз. Ревматические болезни. |
2(0,5) |
8. |
Патоморфология болезней органов дыхания и пищеварения |
Крупозные, очаговые и межуточные пневмонии. Хронические обструктивные заболевания легких. Бронхиальная астма. Эзофагит. Гастрит. Язвенная болезнь. Рак желудка. Энтерит. Колит. Аппендицит. |
2(0,5) |
9. |
Патоморфология печени и почек |
Гепатоз. Гепатит. Цирроз печени. Гломерулопатии и тубулопатии (гломерулонефрит, нефротический синдром |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.