Учебная программа дисциплины «Патологическая анатомия» (Содержание учебного материала)

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Международный государственный экологический университет

имени А.Д. Сахарова»

                                                                                          УтверждАЮ

Проректор по учебной работе

____________________

_______________ 2009 г.

Регистрационный № УД-_____/р.

Патологическая анатомия

Учебная программа для специальности:

1-330105 Медицинская экология

Факультет:

экологической медицины, заочного обучения

Кафедра:

биологии человека и экологии

Курс:

3

3

Семестр:

6

5

Лекции (часы):

22

6

Практические (семинарские) занятия (часы):

-

-

Лабораторные занятия (часы):

22

6

Всего аудиторных часов по дисциплине:

44

12

Всего часов по дисциплине:

66

66

Зачет (семестр):

-

-

Экзамен (семестр):

6 семестр

5 семестр

Контрольная работа (месяц):

ноябрь

Курсовой проект (работа) (семестр):

Форма получения высшего образования:

очная

заочная

МИНСК 2009


Учебная программа составлена на основе учебной программы дисциплины «Патологическая анатомия» (регистрационный № ТД-_____/тип. от _______________ 200_), учебного плана специальности очной формы обучения (регистрационный № _____ от _______________ 200_) и учебного плана специальности заочной формы обучения (регистрационный № _____ от _______________ 200_).

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры биологии человека и экологии (протокол № 10 от 21.05.2009).

Заведующий кафедрой

____________________ Е. Ю. 

Одобрена и рекомендована к утверждению советом факультета экологической медицины (протокол № __ от _______________ 200_).

Председатель

____________________ М. С. 


  1. Пояснительная записка

Цель изучения дисциплины.

Цель изучения дисциплины – усвоение структурных основ болезней, как фундамента медицинской науки о причинах, механизмах, клинических проявлениях, методах диагностики и профилактики наиболее распространенных заболеваний человека и экологически индуцированных форм патологии.

Изучение данного курса предусматривается учебным планом специальности 1-33 01 05 «Медицинская экология».

Задачи дисциплины.

В результате изучения данной дисциплины обучаемый должен:

иметь представление:

-  об общепатологических процессах, совокупностью которых определяются морфологические и клинические проявления той или иной болезни;

-  об этиологии, патогенезе и морфологии болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основах выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;

-  о морфологии и механизмах процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и изменяющихся условий внешней среды;

-  о номенклатуре и классификации внутренних болезней человека.

Знать и уметь использовать:

-  причины, механизмы развития и структурно-функциональные проявления типовых патологических процессов, типовых расстройств органов и систем организма и их значение в развитии заболеваний;

-  значение факторов внешней среды, наследственности, реактивности в возникновении, развитии и исходе заболеваний;

-  механизмы развития и структурно-функциональные основы адаптационных, компенсаторно-приспособительных, защитных реакций организма и процессов выздоровления; осложнения, исходы и отдаленные последствия заболеваний;

-  принципы проведения аутопсийных и биопсийных исследований.

Иметь навыки:

-  характеристики морфологических изменений органов и тканей при типовых патологических процессах;

-  оценки морфологических макро- и микроскопических изменений в органах и тканях при наиболее распространенных заболеваниях.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.

Требуются знания общих закономерностей структурно-функциональной организации организма человека на системном и органном уровнях, а также закономерностей жизнедеятельности здорового организма, его органов и функциональных систем в соответствии с программами дисциплин «Анатомия человека», «Нормальная и экологическая физиология».

Изучение дисциплины предусматривает систематическую самостоятельную работу студентов с рекомендуемой литературой, а также Internet-источниками.


2.  Содержание учебного материала

Наименование тем,  содержание и объем лекций (в скобках указан объем для заочной формы обучения):

№ п/п

Наименование тем

Содержание

Объем (часы)

1.   

Повреждение. Дистрофии паренхиматозные и стромально-сосудистые.

Дистрофии как выражение нарушений тканевого (клеточного) метаболизма и форма повреждения (альтерации). Причины. Морфогенетические механизмы, структурные уровни проявлений и исходы дистрофий. Классификация дистрофий. Паренхиматозные  и стромально-сосудистые дистрофии. Атеросклероз как пример заболеваний нарушенного обмена холестерина и его эстеров.

2(0,5)

2.   

Смешанные дистрофии. Некроз.

Смешанные дистрофии. Нарушения обмена хромопротеидов эндогенных пигментов. Желтухи (надпеченочная, печеночная, подпеченочная). Нарушения обмена нуклеопротеидов: подагра, мочекаменная болезнь, мочекислый инфаркт. Минеральные дистрофии, их виды. Нарушения обмена кальция. Рахит. Камнеобразование. Некроз. Смерть.

2(0,5)

3.   

Нарушения кровообращения

Артериальное и венозное полнокровие. Малокровие. Кровотечение, кровоизлияния. Тромбоз. Эмболия. Стаз. ДВС-синдром. Шок.

2(0,5)

4.   

Воспаление

Этиология и патогенез воспаления. Альтеративное, экссудативное и продуктивное воспаление.

2(1)

5.   

Компенсаторно-приспособительные процессы

Стадийность компенсаторно-приспособительных реакций. Регенерация. Гипертрофия. Гиперплазия. Метаплазия. Атрофия. Организация. Склероз. Цирроз. Дисплазия.

2(0,5)

6.   

Опухоли

Этиология, патогенез, морфогенез опухолей. Принципы классификации. Гистогенетическая классификация.

2(0,5)

7.   

Патоморфология сердечно-сосудистых заболеваний

Понятие о болезни. Ишемическая болезнь сердца. Гипертоническая болезнь. Атеросклероз. Пороки сердца. Кардиосклероз. Ревматические болезни.

2(0,5)

8.   

Патоморфология болезней органов дыхания и пищеварения

Крупозные, очаговые и межуточные пневмонии. Хронические обструктивные заболевания легких. Бронхиальная астма.

Эзофагит. Гастрит. Язвенная болезнь. Рак желудка. Энтерит. Колит. Аппендицит.

2(0,5)

9.   

Патоморфология печени и почек

Гепатоз. Гепатит. Цирроз печени. Гломерулопатии и тубулопатии (гломерулонефрит, нефротический синдром

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Рабочие и учебные программы дисциплин
Размер файла:
195 Kb
Скачали:
0