КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ», 11 КЛАСС.
ТЕМА |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ ПО УРОКА |
контроль |
ДОМ. ЗАД. § |
ДАТА |
||
I.Вид – единица существования живых организмов (5) |
Вид, Критерии вида. |
ПУ |
||||
Л. Р. № 1 «Морфологический критерий вида». |
ПУ |
|||||
Популяция – структурная единица вида. Характеристика популяции. |
ПУ ПУ |
|||||
Численность и плотность популяций и их саморегуляция. |
ПУ |
|||||
Обобщение и контроль знаний по изученной теме. ТК |
ТК |
|||||
II. Экосистема (13). |
Биоценоз. Многообразие биоценозов. |
ПУ |
||||
Экосистема. Разнообразие связей популяций отдельных видов в экосистеме. Биогеоценоз, его структура. ДЗ Тв. Р. по составл. Экол. характерист. вида. (Реферат) |
ПУ |
|||||
Движение вещества и энергии в экосистеме. Цепи и сети питания. |
ПУ |
|||||
Практикум по составлению цепей и сетей питания |
ПУ |
|||||
Трофические уровни. Экологические пирамиды. |
ПУ |
|||||
Практикум по решению экологических задач. |
ПУ |
|||||
Круговорот веществ и поток энергии. |
ПУ |
|||||
Динамика экосистем. Сукцессия ДЗ.Тв. проект: изм.-е биогеоценозов под вл. деят. человека. |
ПУ |
|||||
Саморегуляция биогеоценозов. Агроценозы и их основные характеристики. |
ПУ |
|||||
Повторение и обобщение знаний по изученной теме. |
ПУ |
|||||
ТК по теме «Экосистема». |
ТК |
|||||
Экологическая конференция по защите проектов и творческих заданий «Изменение биогеоценозов под влиянием деятельности человека» |
||||||
III.Формирование эволюционных взглядов (8) |
Развитие эволюционных представлений. Первое эволюционное учение (Ж. Б. Ламарк). |
ПУ |
||||
Возникновение дарвинизма: научные и общественно-экономические предпосылки. |
ПУ |
|||||
Эволюционная теория Ч. Дарвина. |
ПУ |
|||||
Изменчивость. Искусственный отбор. |
ПУ |
|||||
Ч. Дарвин о движущих силах эволюции. |
ПУ |
|||||
Результаты эволюции по Ч. Дарвину. |
ПУ |
|||||
Доказательства эволюции (цитологические, анатомические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические). Развитие дарвинизма. |
ПУ |
|||||
Обобщение и коррекция знаний по изученной теме. ТК. |
ТК |
|||||
IV Современные представления об эволюции (11) |
Современные представления об эволюции (обзорно). |
ПУ |
||||
Популяция – элементарная единица эволюции. Генетическая структура популяции. |
ПУ |
|||||
Предпосылки и элементарные факторы эволюции. |
ПУ |
|||||
Движущие силы эволюции. |
ПУ |
|||||
Приспособления – результат действия факторов эволюции. Л. Р. № 5 Изучение приспособленности организмов к среде обитания |
ПУ |
|||||
Видообразование. Факторы видообразования. Изоляция – эволюционный фактор. Способы видообразования. |
ПУ |
|||||
Основные направления эволюционного процесса. Прогресс и регресс в эволюции. Арогенез, аллогенез, катагенез. |
ПУ |
|||||
Л. Р. № 4 «Выявление ароморфозов, идиоадаптаций у животных и растений». |
ПУ |
|||||
Способы осуществления биологического прогресса (дивергенция, конвергенция) |
ПУ |
|||||
Обобщение знаний по теме «Современные представления об эволюции» Основные положения синтетической теории эволюции ТК |
ТК |
|||||
КР №1 |
ПК |
|||||
V. Возникновение жизни на Земле и историческое развитие (7). |
Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Биохимические гипотезы происхождения жизни на Земле. |
ПУ |
||||
Основные направления биологической эволюции. |
ПУ |
|||||
Основные направления биологической эволюции. Основные этапы эволюции растительного и животного мира. |
ПУ |
|||||
Многообразие современного органического мира. Принципы систематики. |
ПУ |
|||||
Вирусы. Особенности строения. Вирусы как возбудители заболеваний живых организмов(лекция учителя) |
ПУ |
|||||
Обобщение. ТК «Возникновение жизни на Земле и историческое развитие». |
ТК |
|||||
VI. Происхождение человека (12). |
Формирование представлений о происхождении человека. Место человека в зоологической системе. |
ПУ |
||||
Биологические и социальные факторы. Качественные отличия человека |
ПУ |
|||||
Этапы и направления эволюции человека. Предшественники (австралопитек) человека. Древнейшие люди (питекантроп). |
ПУ |
|||||
Древние и ископаемые люди современного типа. |
ПУ |
|||||
Расы человека, их происхождение и единство. Особенности эволюции человека на современном этапе. |
ПУ |
|||||
Человек и среда. Влияние окружающей среды на работу систем органов человека. |
ПУ |
|||||
Семинар «Действие излучений на человека. Проникновение радионуклидов в организм человека. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС» |
ПУ |
|||||
Семинар «Пути снижения уровня внешнего и внутреннего облучения. Как жить в условиях малых доз радиации. Пути выведения радионуклидов |
ПУ |
|||||
Семинар «Портрет будущего человека» |
ПУ |
|||||
VII.Биосфера и эволюция (10). |
Биосфера как живая система высшего ранга, структура биосферы, её границы. |
ПУ |
||||
Свойства и функции живого вещества |
ПУ |
|||||
Круговорот веществ и приток энергии – основные условия существования биосферы. |
ПУ |
|||||
Характеристика антропогенных факторов |
ПУ |
|||||
Экологические проблемы. Биологический мониторинг. |
ПУ |
|||||
Рациональное использование природных ресурсов и охрана биосферы. |
ПУ |
|||||
КР №2. |
ПК |
|||||
Селекция как наука. Методы селекции растений. |
ПУ |
|||||
Селекция животных, микроорганизмов. Основные направления биотехнологии. |
ПУ |
|||||
Обобщение материала по теме « Селекция» |
ТК |
|||||
Вид – единица существования живых организмов (5) Знать: определение понятий «вид», «популяция», критерии вида; характеристику популяции. Уметь: описывать типы динамики численности популяции; применять морфологический критерий для определения вида; объяснять причины динамики численности популяции. Терминология: вид, популяция, критерии вида, структура популяции, морфологический, географический, экологический, генетический, биохимический критерии вида, ареал, численность, плотность, распределение особей в популяции, рождаемость, смертность, динамика популяции, типы динамики популяции: сезонный, многолетний, устойчивый. Дополнительно: абсолютная и удельная рождаемость и смертность, поведенческие факторы, эндемики, космополиты. |
II. Экосистема (13). Знать: определения основных понятий; Уметь: называть компоненты биоценозов; давать формулировку правила экологической пирамиды; делать выводы об устойчивости того или иного биоценоза; объяснять взаимосвязи организмов в биогеоценозе; сравнивать детритные и пастбищные цепи, биогеоценозы и агроценозы.; анализировать причины динамики экосистемы и следствия сукцессии; решать экологические задачи. Терминология: биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биотоп, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты, пищевая сеть, экологическая пирамида, трофический уровень, биологический круговорот, биомасса, сукцессия, агроценоз. Дополнительно: продукция, трофическая структура, гомеостаз, пастбищные и детритные цепи питания, экотон, доминантный вид, топический, форические и фабрические отношения. |
|||||
III.Формирование эволюционных взглядов (8) Знать: основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина; доказательства эволюции Уметь: называть движущие силы эволюции; определять вклад учёных – К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч. Дарвина, В.О. Ковалевского, Э. Геккеля, Ф. Мюллера; показывать значение ЭТ для развития естествознания; объяснять схему действия ЕО; обосновывать творческий характер ЕО и его направляющую роль в эволюции; выявлять на натуральных объектах черты приспособления организмов к среде обитания и их относительных характер. Терминология: биологическая эволюция, изменчивость, искусственный отбор, борьба за существование, естественный отбор, дивергенция, палеонтологические ряды, переходные формы, гомологичные органы, аналогичные органы, рудименты, атавизмы, эмбриология, онтогенез, филогенез, биогеография, сорт, порода. Дополнительно: креационизм, трансформизм. |
IV Современные представления об эволюции (11) Знать: основные положение современной синтетической теории эволюции; движущие силы эволюции; элементарные факторы эволюции; элементарное эволюционное явление; результаты эволюции; основные направления и пути эволюции. Уметь: показывать значение мутаций и изоляций для видообразования; адаптаций для живых организмов, ЕО, основных направлений и путей эволюции; объяснять взаимосвязь ароморфозов, идиоадаптаций и дегенерации; Сравнивать формы ЕО и борьбы за существование; анализировать причины возникновения приспособлений и показывать их относительность; наблюдать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации; использовать методы сравнения сопоставления, прогнозирования последствий Терминология: единица эволюции, материал для эволюции, элементарные факторы эволюции, генофонд, мутации, изоляции, миграции, популяционные волны, адаптации, видообразование, микроэволюция, макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, дивергенция, конвергенция. Дополнительно: рекомбинация, дрейф генов, формы борьбы за существование и естественного отбора, арогенез, аллогенез, катагенез, способы видообразования – аллопатрическое и симпатрическое, параллелизм. |
|||||
V. Возникновение жизни на Земле и историческое развитие (7). Знать: гипотезы возникновения жизни на Земле; основные положения коацерватной теории; особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Уметь: приводить систематическое положение видов; перечислять основные этапы и направления эволюции растений и животных; объяснять, почему первые организмы были гетеротрофами; взаимосвязь растительного и животного мира; сравнивать представителей различных царств. Терминология: креационизм, гипотеза самозарождения, гипотеза стационарного состояния, гипотеза Опарина-Холдейна, коацерват, бинарная номенклатура, вирусы, фаги. Дополнительно: абиогенез, биогенез, панспермия. |
VI. Происхождение человека (12). Знать: место человека в зоологической системе; действие биотических и социальных факторов при антропогенезе; расы человечества. Уметь: называть факторы антропогенеза; перечислять стадии антропогенеза; описывать строение и образ жизни древнейших, древних и современных людей; показывать пути попадания РН в организм человека; сравнивать человека и животных; обосновывать правила поведения в условиях малых доз облучения; способы эффективного предотвращения поступления радиоактивных веществ. Терминология: антропогенез, дриопитек, австралопитек, древнейшие люди (питекантроп), древние люди (неандертальцы), люди современного типа (кроманьонцы), биологические факторы, социальные факторы, расы человека. |
|||||
VII.Биосфера и эволюция (10). Знать: определение понятия биосфера; структуру и границы биосферы; круговорот веществ и поток энергии в биосфере; формы охраны природы; методы селекции; основные направления биотехнологии; цели и задачи охраны природы. Уметь: показывать значение круговорота веществ для устойчивого существования биосферы; анализировать причины изменений в биосфере; обосновывать меры охраны природы. Терминология: биосфера, живое вещество, биологический круговорот веществ, азоновый слой, антропогенный фактор, ионосфера, мониторинг, заповедник, заказник, национальный парк; селекция, сорт, порода, штамм, инбридинг, аутбридинг, гетерозис, биотехнология; генная и клеточная инженерия, клонирование, трансгенный организм, свойства и функции живого организма, мутагенез. Дополнительно: компоненты биосферы, банк генов, виды индикаторов. |
||||||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.