Календарно-тематическое планирование «Общая биология», 11 класс (Вид – единица существования живых организмов. Биосфера и эволюция)

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ», 11 КЛАСС.

ТЕМА

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

 ПО УРОКА

контроль

ДОМ. ЗАД.

§

ДАТА

I.Вид – единица существования живых организмов (5)

Вид, Критерии вида.

ПУ

Л. Р. № 1 «Морфологический критерий вида».

ПУ

Популяция – структурная единица вида. Характеристика популяции.

ПУ

ПУ

Численность и плотность популяций и их саморегуляция.

ПУ

Обобщение и контроль знаний по изученной теме. ТК

ТК

II. Экосистема (13).

Биоценоз. Многообразие биоценозов.

ПУ

Экосистема. Разнообразие связей популяций отдельных видов в экосистеме. Биогеоценоз, его структура.

ДЗ Тв. Р. по составл. Экол. характерист. вида. (Реферат)

ПУ

Движение вещества и энергии в экосистеме. Цепи и сети питания.

ПУ

Практикум по составлению цепей и сетей питания

ПУ

Трофические уровни. Экологические пирамиды.

ПУ

Практикум по решению экологических задач.

ПУ

Круговорот веществ и поток энергии.

ПУ

Динамика экосистем. Сукцессия

ДЗ.Тв. проект: изм.-е биогеоценозов под вл. деят. человека.

ПУ

Саморегуляция биогеоценозов. Агроценозы и их основные характеристики.

ПУ

Повторение и обобщение знаний по изученной теме.

ПУ

ТК по теме «Экосистема».

ТК

Экологическая конференция по защите проектов и творческих заданий «Изменение биогеоценозов под влиянием деятельности человека»

III.Формирование эволюционных взглядов (8)

Развитие эволюционных представлений. Первое эволюционное учение (Ж. Б. Ламарк).

ПУ

Возникновение дарвинизма: научные и общественно-экономические предпосылки.

ПУ

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

ПУ

Изменчивость. Искусственный отбор.

ПУ

Ч. Дарвин о движущих силах эволюции.

ПУ

Результаты эволюции по Ч. Дарвину.

ПУ

Доказательства эволюции (цитологические, анатомические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические). Развитие дарвинизма.

ПУ

Обобщение и коррекция знаний по изученной теме. ТК.

ТК

IV Современные представления об эволюции (11)

Современные представления об эволюции (обзорно).

ПУ

Популяция – элементарная единица эволюции. Генетическая структура популяции.

ПУ

Предпосылки и элементарные факторы эволюции.

ПУ

Движущие силы эволюции.

ПУ

Приспособления – результат действия факторов эволюции. Л. Р. № 5 Изучение приспособленности организмов к среде обитания

ПУ

Видообразование. Факторы видообразования. Изоляция – эволюционный фактор. Способы видообразования.

ПУ

Основные направления эволюционного процесса. Прогресс и регресс в эволюции. Арогенез, аллогенез, катагенез.

ПУ

Л. Р. № 4 «Выявление ароморфозов, идиоадаптаций у животных и растений».

ПУ

Способы осуществления биологического прогресса (дивергенция, конвергенция)

ПУ

Обобщение знаний по теме «Современные представления об эволюции» Основные положения синтетической теории эволюции ТК

ТК

КР №1

ПК

V. Возникновение жизни на Земле и историческое развитие (7).

Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

Биохимические гипотезы происхождения жизни на Земле.

ПУ

Основные направления биологической эволюции.

ПУ

Основные направления биологической эволюции. Основные этапы эволюции растительного и животного мира.

ПУ

Многообразие современного органического мира. Принципы систематики.

ПУ

Вирусы. Особенности строения. Вирусы как возбудители заболеваний живых организмов(лекция учителя)

ПУ

Обобщение. ТК «Возникновение жизни на Земле и историческое развитие».

ТК

VI. Происхождение человека (12).

Формирование представлений о происхождении человека. Место человека в зоологической системе.

ПУ

Биологические и социальные факторы. Качественные отличия человека

ПУ

Этапы и направления эволюции человека. Предшественники (австралопитек) человека. Древнейшие люди (питекантроп).

ПУ

Древние и ископаемые люди современного типа.

ПУ

Расы человека, их происхождение и единство. Особенности эволюции человека на современном этапе.

ПУ

Человек и среда. Влияние окружающей среды на работу систем органов человека.

ПУ

Семинар «Действие излучений на человека. Проникновение радионуклидов в организм человека. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС»

ПУ

Семинар «Пути снижения уровня внешнего и внутреннего облучения. Как жить в условиях малых доз радиации. Пути выведения радионуклидов

ПУ

Семинар «Портрет будущего человека»

ПУ

VII.Биосфера и эволюция (10).

Биосфера как живая система высшего ранга, структура биосферы, её границы.

ПУ

Свойства и функции живого вещества

ПУ

Круговорот веществ и приток энергии – основные условия существования биосферы.

ПУ

Характеристика антропогенных факторов

ПУ

Экологические проблемы. Биологический мониторинг.

ПУ

Рациональное использование природных ресурсов и охрана биосферы.

ПУ

КР №2.

ПК

Селекция как наука. Методы селекции растений.

ПУ

Селекция животных, микроорганизмов. Основные направления биотехнологии.

ПУ

Обобщение материала по теме « Селекция»

ТК

Вид – единица существования живых организмов (5)

Знать: определение понятий «вид», «популяция», критерии вида; характеристику популяции.

Уметь: описывать типы динамики численности популяции; применять морфологический критерий для определения вида; объяснять причины динамики численности популяции.

Терминология: вид, популяция, критерии вида, структура популяции, морфологический, географический, экологический, генетический, биохимический критерии вида, ареал, численность, плотность, распределение особей в популяции, рождаемость, смертность, динамика популяции, типы динамики популяции: сезонный, многолетний, устойчивый.

Дополнительно: абсолютная и удельная рождаемость и смертность, поведенческие факторы, эндемики, космополиты. 

II. Экосистема (13).

Знать: определения основных понятий;

Уметь: называть компоненты биоценозов; давать формулировку правила экологической пирамиды;

делать выводы об устойчивости того или иного биоценоза; объяснять взаимосвязи организмов в биогеоценозе; сравнивать детритные и пастбищные цепи, биогеоценозы и агроценозы.; анализировать причины динамики экосистемы и следствия сукцессии; решать экологические задачи.

Терминология: биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биотоп, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты, пищевая сеть, экологическая пирамида, трофический уровень, биологический круговорот, биомасса, сукцессия, агроценоз.

Дополнительно: продукция, трофическая структура, гомеостаз, пастбищные и детритные цепи питания, экотон, доминантный вид, топический, форические и фабрические отношения. 

 

III.Формирование эволюционных взглядов (8)

Знать: основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина; доказательства эволюции

Уметь: называть движущие силы эволюции; определять вклад учёных – К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч. Дарвина, В.О. Ковалевского, Э. Геккеля, Ф. Мюллера; показывать значение ЭТ для развития естествознания; объяснять схему действия ЕО; обосновывать творческий характер ЕО и его направляющую роль в эволюции; выявлять на натуральных объектах черты приспособления организмов к среде обитания и их относительных характер.

Терминология: биологическая эволюция, изменчивость, искусственный отбор, борьба за существование, естественный отбор, дивергенция, палеонтологические ряды, переходные формы, гомологичные органы, аналогичные органы, рудименты, атавизмы, эмбриология, онтогенез, филогенез, биогеография, сорт, порода.

Дополнительно: креационизм, трансформизм.

IV Современные представления об эволюции (11) Знать: основные положение современной синтетической теории эволюции; движущие силы эволюции; элементарные факторы эволюции; элементарное эволюционное явление;

результаты эволюции; основные направления и пути эволюции.

Уметь: показывать значение мутаций и изоляций для видообразования; адаптаций для живых организмов, ЕО, основных направлений и путей эволюции; объяснять взаимосвязь ароморфозов, идиоадаптаций и дегенерации;

Сравнивать формы ЕО и борьбы за существование; анализировать причины возникновения приспособлений и показывать их относительность; наблюдать  ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации; использовать методы сравнения сопоставления, прогнозирования последствий

Терминология: единица эволюции, материал для эволюции, элементарные факторы эволюции, генофонд, мутации, изоляции, миграции, популяционные волны, адаптации, видообразование, микроэволюция, макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, дивергенция, конвергенция.

Дополнительно: рекомбинация, дрейф генов, формы борьбы за существование и естественного отбора, арогенез, аллогенез, катагенез, способы видообразования – аллопатрическое и симпатрическое, параллелизм.

 

V. Возникновение жизни на Земле и историческое развитие (7). Знать: гипотезы возникновения жизни на Земле; основные положения коацерватной теории; особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Уметь: приводить систематическое положение видов; перечислять основные этапы и направления эволюции растений и животных; объяснять, почему первые организмы были гетеротрофами;

взаимосвязь растительного и животного мира; сравнивать представителей различных царств.

Терминология: креационизм, гипотеза самозарождения, гипотеза стационарного состояния, гипотеза Опарина-Холдейна, коацерват, бинарная номенклатура, вирусы, фаги.

Дополнительно: абиогенез, биогенез, панспермия. 

VI. Происхождение человека (12).

Знать: место человека в зоологической системе; действие биотических и социальных факторов при антропогенезе; расы человечества.

Уметь: называть факторы антропогенеза; перечислять стадии антропогенеза; описывать строение и образ жизни древнейших, древних и современных людей; показывать пути попадания РН в организм человека;

сравнивать человека и животных; обосновывать правила поведения в условиях малых доз облучения; способы эффективного предотвращения поступления радиоактивных веществ.

Терминология: антропогенез, дриопитек, австралопитек, древнейшие люди (питекантроп), древние люди (неандертальцы), люди современного типа (кроманьонцы), биологические факторы, социальные факторы, расы человека. 

 

VII.Биосфера и эволюция (10). Знать: определение понятия биосфера; структуру и границы биосферы; круговорот веществ и поток энергии в биосфере; формы охраны природы;

методы селекции; основные направления биотехнологии; цели и задачи охраны природы.

Уметь: показывать значение круговорота веществ для устойчивого существования биосферы;

анализировать причины изменений в биосфере; обосновывать меры охраны природы. Терминология: биосфера, живое вещество, биологический круговорот веществ, азоновый слой, антропогенный фактор, ионосфера, мониторинг, заповедник, заказник, национальный парк; селекция, сорт, порода, штамм, инбридинг, аутбридинг, гетерозис, биотехнология; генная и клеточная инженерия, клонирование, трансгенный организм, свойства и функции живого организма, мутагенез.

Дополнительно: компоненты биосферы, банк генов, виды индикаторов.

 

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Материалы по педагогической практике
Размер файла:
149 Kb
Скачали:
0