КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ», 10 КЛАСС, 2007 г.
ТЕМА |
УРОК |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ ПО УРОКАМ |
КОНТРОЛЬ |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
ДАТА |
||
Введение |
1. |
Общая биология – наука об общих закономерностях живого. Уровни организации живых систем. |
ПУ |
Введ. с. 3 – 6. |
|||
I. Молекулярные основы жизни (8) |
2. |
Клетка в системе живой природы. Клеточная теория. Методы исследования клетки. |
ПУ |
§ 1№ 3 стр13 |
|||
3. |
Содержание химических элементов в клетке. Неорганические вещества клетки. |
ПУ |
§ 2, № 6, пис. |
||||
4. |
Органические вещества клетки. Липиды. Углеводы. |
ПУ |
§ 3, 4. |
||||
5. |
Белки. Аминокислоты. Пептид. Уровни организации белков. |
ПУ |
§ 5.Рис. 1.14. |
||||
6. |
Белки, их функции. Л.р. №1. Ферменты. Действие ферментов |
ПУ |
§ 5 стр.31 – 35. |
||||
7. |
Нуклеиновые кислоты. Решение задач по молекулярной биологии. |
ПУ |
§ 6. |
||||
8. |
Нуклеиновые кислоты. АТФ и её роль в клетке. |
ПУ |
§ 7. |
||||
9. |
Обобщение материала по теме «Молекулярные основы жизни». ТК |
ТК |
§ 1-7 |
||||
10. |
Строение клетки. Прокариоты и эукариоты. |
ПУ |
§ 8. Р. 2.2.Т.2. |
||||
II. Строение система жизнеобеспечения клетки (12). |
|||||||
11. |
Биологические мембраны, их свойства и функции. Цитоплазма. Л.р. № 2 Свойства цитоплазматической мембраны. |
ПУ |
§ 9 |
||||
12. |
Информационная система клетки. Ядро. |
ПУ |
§ 10. |
||||
13. |
Пластиды. Митохондрии. Транспортная система клетки. |
ПУ |
§ 17, § 15, с.74. |
||||
14. |
Лизосомы. Вакуоли. Опорно-двигательная система клетки. Л.р. № 3 Изучение растительной и животной клетки под микроскопом |
ПУ |
§ 18, § 19, § 20. |
||||
15. |
Обобщение знаний. |
ПУ |
|||||
16. |
Обмен веществ и энергии как основа жизнедеятельности клетки. |
ПУ |
§ 11. |
||||
17. |
Биосинтез белка. |
ПУ |
§ 11. |
||||
18. |
Биосинтез белка. Решение задач по молекулярной биологии. |
ПУ |
§ 12. |
||||
19 |
Фотосинтез. Хемосинтез. Клеточное дыхание. Анаэробное дыхание – обзорно. |
ПУ |
§ 13. § 14 –16 |
||||
20. |
Энергетический обмен. |
ПУ |
§ 15. |
||||
21. |
Обобщение. ТК «Строение и системы жизнеобеспечения клетки». |
ТК |
§ 8 - 20. |
||||
III. Воспроизведение клетки (4). |
|||||||
22. |
Воспроизведение клетки. Клеточный цикл. |
ПУ |
§ 21. |
||||
23. |
Деление клетки. Митоз. |
ПУ |
§ 22. |
||||
24. |
Мейоз и его биологическое значение. |
ПУ |
§ 23. |
||||
25. |
Сходство и различия митоза и мейоза. ТК |
ТК |
|||||
IV. Структурная организация, обмен веществ и энергии в живых организмах (7). |
|||||||
26. |
Основные свойства и структурная организация живых организмов (лекция). |
ПУ |
§ 24. |
||||
27. |
Ткани и органы растений. Ткани и органы животных. |
ПУ |
§ 25. |
||||
28. |
Питание организмов как способ получения питательных веществ из внешней среды. Пищеварение. Всасывание питательных веществ. |
ПУ |
§ 26, § 27. |
||||
29. |
Транспорт веществ у животных и человека. Кровеносная система. Кровь, тканевая жидкость, лимфа и их функции. |
ПУ |
§ 28, § 29. |
||||
30. |
Газообмен. |
ПУ |
§ 30 |
||||
31. |
Выделение у живых организмов. |
ПУ |
§ 31. |
||||
32. |
Обобщение по теме «Структурная организация, обмен веществ и энергии в живых организмах». ТК |
ТК |
|||||
33. |
КР № 1 |
ПК |
|||||
V. Наследственность и изменчивость организмов (17). |
34. |
Исследования Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. |
ПУ |
§ 32. |
|||
35. |
Цитологические основы наследования признаков при моногибридн6ом скрещивании |
ПУ |
§ 33. |
||||
36. |
Решение задач на применение первого и второго законов Менделя. |
ПУ |
|||||
37. |
Аллельные гены и их взаимодействие. |
ПУ |
§ 34. |
||||
38. |
Урок-практикум по решению генетических задач |
ПУ |
|||||
39. |
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя |
ПУ |
§ 35 |
||||
40. |
Урок-практикум по решению генетических задач. |
ПУ |
|||||
41. |
Взаимодействие неаллельных генов. |
ПУ |
§ 36. |
||||
42. |
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. |
ПУ |
§ 37 |
||||
43. |
Урок-практикум по решению генетических задач. |
ПУ |
|||||
44. |
Генетика пола. Цитоплазматическая наследственность. |
ПУ |
§ 38. |
||||
45. |
Урок-практикум по решению генетических задач. |
ПУ |
|||||
46. |
Модификационная изменчивость. Л. Р. №4 «Изучение модификационной изменчивости у растений, построение вариационного ряда и вариационной кривой». |
ПУ |
§ 39. |
||||
47 |
Наследственная изменчивость. |
ПУ |
§ 40. |
||||
48. |
Особенности наследственности и изменчивости человека. |
ПУ |
§ 41. |
||||
49 |
Наследственные болезни человека. Обобщение. ТК «Наследственность и изменчивость организмов». |
ТК |
§ 42. |
||||
VI. Размножение, индивидуальное развитие организмов (6) |
51. |
Типы размножения организмов. Бесполое размножение |
ПУ |
§ 51. |
|||
52 |
Половое размножение. Образование половых клеток. |
ПУ |
§ 52. |
||||
53. |
Оплодотворение. Онтогенез. Основные стадии развития животных. Прямое и непрямое развитие. |
ПУ |
§ 53. § 54. |
||||
54. |
Онтогенез человека. Старение и смерть организмов. |
ПУ |
§ 55. § 56. |
||||
55. |
ТК. Размножение и индивидуальное развитие организмов. |
ТК |
§ 51 – 56.. |
||||
VII.Адаптация организмов к условиям существования (6). |
КР. № 2 |
ПК |
|||||
56. |
Среда обитания и условия существования организмов |
ПУ |
§ 43. |
||||
57. |
Экологические факторы: свет, тепло, влажность. Биотические факторы |
ПУ |
§ 43, стр.186; § 44 - 47 (о). |
||||
58. |
Среды жизни. Водная среда. |
ПУ |
§ 48 |
||||
59. |
Наземно-воздушная среда. |
ПУ |
§ 49 |
||||
60. |
Почвенная среда. Живой организм как среда обитания. |
ПУ |
§ 50 |
||||
61. |
Т. К. «Среда обитания и условия существования организмов». |
ТК |
§ 43 – 50. |
||||
VIII. Повторение (3). |
62. |
Клетка – структурная и функциональная единица жизни. |
ПУ |
||||
63. |
Организм – биологическая система. |
ПУ |
|||||
64. |
Наследственность и изменчивость организмов. |
ПУ |
|||||
I. Молекулярные основы жизни (8) |
Учащиеся должны знать: свойства живых организмов, уровни организации живой материи; основные положения клеточной теории; органические и неорганические вещества клетки. Учащиеся должны уметь: обосновывать взаимосвязь строения и функций на всех уровнях организации живой материи. Термины: макроэлементы, микроэлементы, биополимеры, липиды, гидрофобность, гидрофильность, углеводы, моносахариды, полисахариды, белки, аминокислоты, пептидная связь, полипептид, денатурация, ферменты, ДНК, РНК, АТФ, нуклеотид, комплементарность, редупликация. |
||||||
II. Строение система жизнеобеспечения клетки (12). |
Учащиеся должны знать: органоиды клетки. Учащиеся должны уметь: распознавать на микропрепаратах основные элементы клеток; характеризовать строение и функции биологической мембраны, мембранных и немембранных органоидов клетки; проводить сравнение клеток живых организмов, выявляя их сходства и отличия. Термины: биолоическая мембрана, цитоплазма, органоиды, гиалоплазма, плазмалемма, прокариоты, эукариоиты, гликокаликс, клеточная стенка,пассивный и активный транспорт, фагоцитоз, пиноцитоз, экзоцитоз, цитоскелет, ядро, ядрышко, ядерный сок, хроматин, хромосомы, гаплоидный, диплоидный набор, кариотип, ЭПС, рибосомы, пластиды, митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи, вакуоль, клеточный сок, жгутики. Реснички, центриоли; обмен веществ, гетеротрофы, автотрофы, генетический код, биосинтез белка, транскрипция, трансляция, кодон, антикодон, ген, матричный синтез, фотосинтез, фотолиз воды, гликолиз, дыхание |
||||||
III. Воспроизведение клетки (4). |
Учащиеся должны уметь: распознавать фазы деления клеток; характеризовать способы деления клеток. Термины: клеточный цикл, митоз, интерфаза. репликация, веретено деления, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, амитоз, мейоз, гаиеты, оплодотворение, кариотип, коньюгация. Кроссинговер. |
||||||
V. Наследственность и изменчивость организмов (17). |
Учащиеся должны знать: предмет генетики и её методы; основные положения хромосомной теории; исследования Г. Менделя и установленные им законы; цитологические основы законов. Учащиеся должны уметь: приводить примеры наследственных заболеваний человека и причин и мер их профилактики; применять знания генетических законов для решения генетических задач; строить вариационный ряд и вариационную кривую. Термины: генетика, наследственность, генотип, фенотип, изменчивость, доминантные и рецессивные признаки, гибриды, чистые линии, аллельные гены, неаллельные гены, гомозигота, гетерозигота, группы сцепления, кроссинговер, коньюгация, морганиды, генетические карты, половые хромосомы, аутосомы; модификационная изменчивость, норма реакции, генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость, генные, хромосомные и геномные мутации, полиплоидия, спонтанные и индуцированные мутации, методы изучения наследственности человека, медико-генетическое консультирование. |
||||||
VI. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6) |
Учащиеся должны знать: типы размножения живых организмов и их биологическое значение; особенности сперматогенеза и овогенеза. Учащиеся должны уметь: характеризовать типы, стадии и способы размножения; обосновывать влияние вредных факторов на развитие организмов. Термины: размножение, деление, почкование, регенерация, вегетативное размножение, спорообразование, гаметы, гаметогенез, сперматогенез. Овогенез, оплодотворение, опыление, онтогенез, дробление, гаструляция, бластула, гаструла, эндо-, экто-, мезодерма. Прямое и непрямое развитие, полное и неполное превращение; онтогенез растения, старение, геронтология. |
||||||
VII.Адаптация организмов к условиям существования (6). |
Учащиеся должны знать: экологические факторы, факторы среды; приспособленность живых организмов к различным факторам среды; прямое и косвенное воздействие человека на окружающую среду. Учащиеся должны уметь: раскрывать механизм действия фактора на организм; определять лимитирующий фактор; сравнивать условия обитания в водной, наземно-воздушной и почвенной средах; прогнозировать адаптивные изменения организмов в ответ на изменение среды обитания. Термины: среда обитания, факторы среды, абиотические. Биотические, антропогенные факторы; оптимум, лимитирующий фактор, пределы выносливости, экологические группы растений (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые, гигрофиты, склерофиты. Суккуленты, мезофиты), фототаксисы, адаптация, конкуренция, хищничество, симбиоз, бентос. Планктон. Нектон, экто- и эндопаразиты, анабиоз. |
||||||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.