Календарно-тематическое планирование курса «Общая биология», 10 класс (Молекулярные основы жизни. Адаптация организмов к условиям существования)

Страницы работы

Содержание работы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ», 10 КЛАСС, 2007 г.

ТЕМА

УРОК

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ ПО УРОКАМ

КОНТРОЛЬ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДАТА

 

Введение

1.

Общая биология – наука об общих закономерностях живого. Уровни организации живых систем.

ПУ

Введ. с. 3 – 6.

I. Молекулярные основы жизни (8)

2.

Клетка в системе живой природы. Клеточная теория. Методы исследования клетки.

ПУ

§ 1№ 3 стр13

3.

Содержание химических элементов в клетке. Неорганические вещества клетки.

ПУ

§ 2, № 6, пис.

4.

Органические вещества клетки. Липиды. Углеводы.

ПУ

§ 3, 4.

5.

Белки.  Аминокислоты. Пептид. Уровни организации белков.

ПУ

§ 5.Рис. 1.14.

6.

Белки, их функции.  Л.р. №1. Ферменты. Действие ферментов

ПУ

§ 5 стр.31 – 35.

7.

Нуклеиновые кислоты. Решение задач по молекулярной биологии.

ПУ

§ 6.

8.

Нуклеиновые кислоты. АТФ и её роль в клетке.

ПУ

§ 7.

9.

Обобщение материала по теме «Молекулярные основы жизни». ТК

ТК

§ 1-7

10.

Строение клетки. Прокариоты и эукариоты.

ПУ

§ 8. Р. 2.2.Т.2.

II. Строение система жизнеобеспечения клетки (12).

11.

Биологические мембраны, их свойства и функции. Цитоплазма. Л.р. № 2 Свойства цитоплазматической мембраны.

ПУ

§ 9

12.

Информационная система клетки. Ядро.

ПУ

§ 10.

13.

Пластиды. Митохондрии. Транспортная система клетки.

ПУ

§ 17, § 15, с.74.

14.

Лизосомы. Вакуоли. Опорно-двигательная система клетки. Л.р. № 3 Изучение растительной и животной клетки под микроскопом

ПУ

§ 18, § 19, § 20.

15.

Обобщение знаний.

ПУ

16.

Обмен веществ и энергии как основа жизнедеятельности клетки.

ПУ

§ 11.

17.

Биосинтез белка.

ПУ

§ 11.

18.

Биосинтез белка.  Решение задач по молекулярной биологии.

ПУ

§ 12.

19

Фотосинтез.

Хемосинтез. Клеточное дыхание. Анаэробное дыхание – обзорно.

ПУ

§ 13.

§ 14 –16

20.

Энергетический обмен.

ПУ

§ 15.

21.

Обобщение. ТК «Строение и системы жизнеобеспечения клетки».

ТК

§ 8 - 20.

III. Воспроизведение клетки (4).

22.

Воспроизведение клетки. Клеточный цикл.

ПУ

§ 21.

23.

Деление клетки. Митоз.

ПУ

§ 22.

24.

Мейоз и его биологическое значение.

ПУ

§ 23.

25.

Сходство и различия митоза и мейоза. ТК

ТК

IV. Структурная организация, обмен веществ и энергии в живых организмах (7).

26.

Основные свойства и структурная организация живых организмов (лекция).

ПУ

§ 24.

27.

Ткани и органы растений. Ткани и  органы животных.

ПУ

§ 25.

28.

Питание организмов как способ получения питательных веществ из внешней среды. Пищеварение. Всасывание питательных веществ.

ПУ

§ 26, § 27.

29.

Транспорт веществ у животных и человека. Кровеносная система. Кровь, тканевая жидкость, лимфа и их функции.

ПУ

§ 28, § 29.

30.

Газообмен.

ПУ

§ 30

31.

Выделение у живых организмов.

ПУ

§ 31.

32.

Обобщение по теме «Структурная организация, обмен веществ и энергии в живых организмах». ТК

ТК

33.

КР № 1

ПК

V. Наследственность и изменчивость организмов (17).

34.

Исследования Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

ПУ

§ 32.

35.

Цитологические основы наследования признаков при моногибридн6ом скрещивании

ПУ

§ 33.

36.

Решение задач на применение первого и второго законов Менделя.

ПУ

37.

Аллельные гены и их взаимодействие.

ПУ

§ 34.

38.

Урок-практикум по решению генетических задач

ПУ

39.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

ПУ

§ 35

40.

Урок-практикум по решению генетических задач.

ПУ

41.

Взаимодействие неаллельных генов.

ПУ

§ 36.

42.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

ПУ

§ 37

43.

Урок-практикум по решению генетических задач.

ПУ

44.

Генетика пола. Цитоплазматическая наследственность.

ПУ

§ 38.

45.

Урок-практикум по решению генетических задач.

ПУ

46.

Модификационная изменчивость. Л. Р. №4 «Изучение модификационной изменчивости у растений, построение вариационного ряда и вариационной кривой».

ПУ

§ 39.

47

Наследственная изменчивость.

ПУ

§ 40.

48.

Особенности наследственности и изменчивости человека.

ПУ

§ 41.

49

Наследственные болезни человека. Обобщение. ТК «Наследственность и изменчивость организмов».

ТК

§ 42.

VI. Размножение,  индивидуальное развитие организмов (6)

51.

Типы размножения организмов. Бесполое размножение

ПУ

§ 51.

52

Половое размножение. Образование половых клеток.

ПУ

§ 52.

53.

Оплодотворение. Онтогенез. Основные стадии развития животных. Прямое и непрямое развитие.

ПУ

§ 53. § 54.

54.

Онтогенез человека. Старение и смерть организмов.

ПУ

§ 55. § 56.

55.

ТК. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

ТК

§ 51 – 56..

VII.Адаптация организмов к условиям существования (6).

КР. № 2

ПК

56.

Среда обитания и условия существования организмов

ПУ

§ 43.

57.

Экологические факторы: свет, тепло, влажность. Биотические факторы

ПУ

§ 43, стр.186;

§ 44 - 47 (о).

58.

Среды жизни. Водная среда.

ПУ

§ 48

59.

Наземно-воздушная среда.

ПУ

§ 49

60.

Почвенная среда. Живой организм как среда обитания.

ПУ

§ 50

61.

Т. К.  «Среда обитания и условия существования организмов».

ТК

§ 43 – 50.

VIII. Повторение (3).

62.

Клетка – структурная и функциональная единица жизни.

ПУ

63.

Организм – биологическая система.

ПУ

64.

Наследственность и изменчивость организмов.

ПУ

I. Молекулярные основы жизни (8)

Учащиеся должны знать: свойства живых организмов, уровни организации живой материи; основные положения клеточной теории; органические и неорганические вещества клетки.

Учащиеся должны уметь: обосновывать взаимосвязь строения и функций на всех уровнях организации живой материи.

Термины: макроэлементы, микроэлементы, биополимеры, липиды, гидрофобность, гидрофильность, углеводы, моносахариды, полисахариды, белки, аминокислоты, пептидная связь, полипептид, денатурация, ферменты, ДНК, РНК, АТФ, нуклеотид, комплементарность, редупликация. 

II. Строение система жизнеобеспечения клетки (12).

Учащиеся должны знать: органоиды клетки.

Учащиеся должны уметь: распознавать на микропрепаратах основные элементы клеток; характеризовать строение и функции биологической мембраны, мембранных и немембранных органоидов клетки; проводить сравнение клеток живых организмов, выявляя их сходства и отличия.

 Термины: биолоическая мембрана, цитоплазма, органоиды, гиалоплазма, плазмалемма, прокариоты, эукариоиты, гликокаликс, клеточная стенка,пассивный и активный транспорт, фагоцитоз, пиноцитоз, экзоцитоз, цитоскелет, ядро, ядрышко, ядерный сок, хроматин, хромосомы, гаплоидный, диплоидный набор, кариотип, ЭПС, рибосомы, пластиды, митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи, вакуоль, клеточный сок, жгутики. Реснички, центриоли; обмен веществ, гетеротрофы, автотрофы, генетический код, биосинтез белка, транскрипция, трансляция, кодон, антикодон, ген, матричный синтез, фотосинтез, фотолиз воды, гликолиз, дыхание 

III. Воспроизведение клетки (4).

Учащиеся должны уметь: распознавать фазы деления клеток; характеризовать способы деления клеток.

Термины: клеточный цикл, митоз, интерфаза. репликация, веретено деления, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, амитоз, мейоз, гаиеты, оплодотворение, кариотип, коньюгация. Кроссинговер.

V. Наследственность и изменчивость организмов (17).

Учащиеся должны знать: предмет генетики и её методы; основные положения хромосомной теории; исследования Г. Менделя и установленные им законы; цитологические основы законов.

Учащиеся должны уметь: приводить примеры наследственных заболеваний человека и причин и мер их профилактики; применять знания генетических законов для решения генетических задач; строить вариационный ряд и вариационную кривую.

Термины: генетика, наследственность, генотип, фенотип, изменчивость, доминантные и рецессивные признаки, гибриды, чистые линии, аллельные гены, неаллельные гены, гомозигота, гетерозигота, группы сцепления, кроссинговер, коньюгация, морганиды, генетические карты, половые хромосомы, аутосомы; модификационная изменчивость, норма реакции, генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость, генные, хромосомные и геномные мутации, полиплоидия, спонтанные и индуцированные мутации, методы изучения наследственности человека, медико-генетическое консультирование.

VI. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6)

Учащиеся должны знать: типы размножения живых организмов и их биологическое значение; особенности сперматогенеза и овогенеза.

Учащиеся должны уметь: характеризовать типы, стадии и способы размножения; обосновывать влияние вредных факторов на развитие организмов.

Термины: размножение, деление, почкование, регенерация, вегетативное размножение, спорообразование, гаметы, гаметогенез, сперматогенез. Овогенез, оплодотворение, опыление, онтогенез, дробление, гаструляция, бластула, гаструла, эндо-, экто-, мезодерма. Прямое и непрямое развитие, полное и неполное превращение; онтогенез растения, старение, геронтология.

VII.Адаптация организмов к условиям существования (6).

Учащиеся должны знать: экологические факторы, факторы среды; приспособленность живых организмов к различным факторам среды; прямое и косвенное воздействие человека на окружающую среду.

Учащиеся должны уметь: раскрывать механизм действия фактора на организм; определять лимитирующий фактор; сравнивать условия обитания в водной, наземно-воздушной и почвенной средах; прогнозировать адаптивные изменения организмов в ответ на изменение среды обитания.

Термины: среда обитания, факторы среды, абиотические. Биотические, антропогенные факторы; оптимум, лимитирующий фактор, пределы выносливости, экологические группы растений (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые, гигрофиты, склерофиты. Суккуленты, мезофиты), фототаксисы, адаптация, конкуренция, хищничество, симбиоз, бентос. Планктон. Нектон, экто- и эндопаразиты, анабиоз.

 

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Материалы по педагогической практике
Размер файла:
133 Kb
Скачали:
0