Календарно-тематическое планирование курса «Биология», 9 класс (Место человека в природе. Индивидуальное развитие человека)

Страницы работы

Содержание работы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БИОЛОГИЯ,  9 КЛАСС, 2007 г (базовый, 12)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО УРОКАМ

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

КОНТРОЛЬ

ДОМ

ЗАД.

I. Введение Место человека в природе (1)

Учащиеся должны знать: что изучает анатомия, физиология, гигиена; систематическое положение человека разумного; видовые признаки человека разумного; методы анатомии, физиологии.

Учащиеся должны уметь: приводить примеры единства строения и функций органа; приводить доказательства происхождения человека от животных.

1. Место человека в природе 

Классификация животных  8 – 2

Анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология, рудимент, атавизмы

ПУ

§ 1,2

II. Общий обзор организма человека (3)

Учащиеся должны знать: особенности строения животной клетки, основные и специфические свойства клеток; функции структурных элементов клеток; железы внутренней секреции.

Учащиеся должны уметь: давать определения обмена веществ; отличать животную клетку от растительной и обосновывать свой ответ; схематично изображать изменение числа хромосом при митозе; сравнивать нервную и гуморальную регуляцию функций.

2.Строение клетки.

Клетка растений 7 – 3,5

Клетка, мембрана, ядро, цитоплазма, хромосомы, митохондрии, центриоли, рибосомы,

ПУ

§ 3

3. Свойства клетки. Внутренняя среда организма.

Жизнедеятельность клетки растений 7 – 3,5

Обмен веществ, раздражимость, возбудимость, внутренняя среда организма, митоз, амитоз, гомеостаз.

ПУ

4. Ткани, органы, системы органов. Организм – единое целое.

Ткань, виды тканей: эпителиальная, мышечная (виды), соединительная (виды), нервная. Системы органов, аппараты органов, организм.

ДЕМ. Типы тканей.

§ 4

III. Регуляция функций в организме (1)

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь: сравнивать нервную и гуморальную регуляцию функций.

5. Понятие о регуляции. Принципы регуляция.

Гуморальная регуляция. Нервная и нейрогуморальная регуляция. Саморегуляция.

ПУ

§ 5

IV. Эндокринная система (2)

Учащиеся должны знать: железы внутренней секреции и их гормоны.

Учащиеся должны уметь:

6. Железы внутренней секреции

Эндокринные железы, гормоны, гипофиз, щитовидная, поджелудочная, надпочечники.

ПУ

§ 6

7. Обобщающий урок по темам «Общий обзор организма человека», «Регуляция функций в организме»

ПУ

§ 1 - 6

V. Нервная система (5)

Учащиеся должны знать: отделы нервной системы, определения основных терминов; строение и функции спинного мозга; отделы головного мозга и их функции; значение вегетативной нервной системы.

Учащиеся должны уметь: описывать строение головного и спинного мозга; объяснять влияние наркогенных веществ на организм.  

8. Роль нервной системы в деятельности организма. Строение и принцип работы нервной системы.

Нервная система, рефлекс. 8 -6,32.

Нервное волокно, рефлекс, рефлекторная дуга.

ТК § 1 - 6

§ 7

9. Строение спинного мозга и его функции.

Нервная система млекопитающих. 8 – 47.

Спинной мозг, рога спинного мозга. Спинно-мозговые нервы.

ПУ

§ 8

10. Строение и функции продолговатого мозга, моста, мозжечка и промежуточного мозга. 

Нервная система, эволюция головного мозга. 8 – 47.

Отделы головного мозга: промежуточный, гипоталамус, средний, мост, мозжечок, продолговатый.

ПУ

§ 8, 9

11. Особенности организации коры больших полушарий. Значение коры больших полушарий.

Нервная система, поведение животных. 8 – 49, с.209.

Кора головного мозга; доли коры головного мозга; сенсорные зоны коры полушарий; блуждающий нерв.

ПУ

§ 10

12. Общий план строения автономной нервной системы.

Автономная нервная система, симпатический, парасимпатический отдел.

ПУ

§ 7 - 11   

VI. Опорно-двигательная система (3 +1)

Учащиеся должны знать: пассивные и активные части скелета; отделы скелета и составляющие их кости; форму костей, рост костей в длину и толщину; строение компактного и губчатого вещества; причины возникновения плоскостопия и искривления позвоночника; строения скелетной мышцы.

Учащиеся должны уметь: объяснять причины прочности и лёгкости костей; описывать особенности строения скелета человека; 

13. Опорно-двигательная система, её активные и пассивные части. Костная система. Виды костей. Соединение костей.

Эволюция скелета позвоночных. 8 - 29, 30, 35, 38, 41, 46.

Костная ткань; губчатое и компактное вещество; трубчатые, губчатые, плоские кости и смешанные кости, надкостница. Неподвижное, полуподвижное, подвижное соединение костей. Швы, суставы.

ТК § 7 - 11   

§ 12

14.Отделы  скелета человека. Первая помощь при вывихах и переломах.

Эволюция скелета позвоночных.

Мозговой и лицевой отделы черепа; позвоночный столб; грудная клетка; пояса конечностей; верхние и нижние конечности; таз; вывих, переломы открытые и закрытые.

ПУ

§ 13

15. Мышечная система. Функции и строение мышц. Значение двигательной активности для сохранения здоровье

Формирование, торможение рефлексов. 9  - 7.

Статическая и динамическая работа, утомление мышц, активный и пассивный отдых.

ПУ

§ 14,

15

16.

ТК

VII. Внутренняя среда организма. Кровь. (3)

Учащиеся должны знать: функции крови; состав крови; особенности форменных элементов, их строения и функций; группы крови; формы иммунитета;

Учащиеся должны уметь: объяснять газовую функцию крови; приводить примеры использования в медицине сыворотки и плазмы; сравнивать виды иммунитета;

17. Кровь как компонент внутренней среды организма, её функции. Плазма крови. Характеристика эритроцитов. Гемоглобин, его функции.

Клетки крови лягушки. 6 – 4.

Внутренняя среда организма. Эритроциты, гемоглобин, группы крови, резус-фактор, донор, реципиент. .физиологический раствор. Плазма, фибриноген, сыворотка крови.

Л.р. № 1. «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

§ 16

18. Тромбоциты. Свёртывание крови. Лейкоциты, фагоцитоз.

Тромбоциты, тромб, фибрин, тромбин, лейкоциты, фагоцитоз.

ПУ

19. Иммунная система. Виды иммунитета. Аллергия (аллергены).

Иммунитет, инфекционные заболевания, воспалительный процесс, антитела, антиген, сыворотка, аллергия

ПУ

§ 18

VIII. Сердечно-сосудистая система (4)

Учащиеся должны знать: строение сердца; основные сосуды и причины движения крови по сосудам.

Учащиеся должны уметь: приводить схему движения крови по сосудам; обосновывать автоматию сердца; посчитывать пульс; показывать особенности строения кровеносных сосудов в связи с выполняемыми функциями; различать виды кровотечений и уметь оказывать первую помощь; обосновывать меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

20. Строение сердца. Сердечный цикл. Показатели, характеризующие деятельность сердца. Регуляция работы сердца.

Строение сердца млекопитающих 8 – 47.

Предсердие, желудочек, створчатые клапаны, полулунные клапаны. Сердечный цикл, систола, диастола, автоматия.

ПУ

§ 19

21. Строение и функции кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения. Лимфатическая система: строение, функции. Образование лимфы.

Кровеносная система млекопитающих. 8 – 47.

Артерии, капилляры, вены. Лимфатическая система. Лимфатические узлы.

ПУ

§ 20

22. Движение крови и лимфы по сосудам. Пульс. Кровяное давление.

Пульс, систолическое и диастолическое давление, сосудодвигательный центр.

ПР. Измерение давления

Измерения пульса

§ 21

24. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях  ТК.

Внешнее, внутреннее кровотечение, артериальное, венозное, носовое кровотечение.

ДЕМ. Оказание перв. помощи при кровотечениях

§ 22

IX. Дыхательная система(2 + 1).

Учащиеся должны знать: значение дыхания; строение органов дыхания; голосовой аппарат; механизм дыхательных движений; меры профилактики респираторных заболеваний.

Учащиеся должны уметь: объяснять связь между органами дыхания и кровеносной системой; объяснять вредное влияние курения на дыхательную систему.

25. Значение дыхания, его основные этапы. Строение и функции дыхательных путей. Строение лёгких. Речевой аппарат. Частота и глубина дыхания. Жизненная ёмкость лёгких.

Дыхательная система млекопитающих. 8 – 47.

Воздухоносные пути, гортань, голосовая щель, голосовые связки, носовая полость, альвеолы, ЖЕЛ.

ПУ

§ 23, 24

26. Газообмен в лёгких. Газообмен в тканях. Дыхательный центр. Гуморальная регуляция дыхания. Гигиена дыхания: вредное влияние курения на дыхательную систему. Воздушно-капельные инфекции.

Дыхательный центр, носовое дыхание, воздушно-капельные инфекции, флюорография, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

ПР. Освоение приёмов искусственного дыхания, Непрямой массаж сердца.

§ 32

27.  Контрольная работа № 1

ПК

X. Пищеварительная система. (4)

Учащиеся должны знать: отделы пищеварительной системы, строение ротовой полости, пищеварение в ротовой полости; строение желудка. Пищеварение в желудке; строение кишечника, пищеварение и всасывание в кишечнике; роль печени в пищеварении; источники витаминов.

Учащиеся должны уметь: различать понятия питательные вещества и пищевые продукты; объяснять особенности строения отделов пищеварительной системы в связи с выполняемыми функциями; рисовать дугу пищеварительных рефлексов; прослеживать изменение питательных веществ в кишечном тракте; обосновывать правила гигиены питания; предотвращать пищевые отравления.

28. Значение питания. Пищеварительные ферменты, их значение и свойства. Строение пищеварительной системы.

Отделы пищеварительной системы, дифференциация зубов млекопитающих. 8 – 47.

Пищеварение, ферменты, гидролиз, кариес.

ПУ

§ 26

29.  Пищеварительные процессы в полости рта. Глотание. Пищеварение в желудке и кишечнике. Роль желез в пищеварении.

Полостное пищеварение. Слепая кишка

Пищеварительные железы, язык, зубы, слюнные железы, амилаза, мальтаза, химус, пепсин, мембранное пищеварение. 

Л.Р. «Створаживание молока желудочным соком»

§ 27

30. Всасывание. Нейрогуморальная регуляция пищеварительных процессов.

Осмос, диффузия Ф -9. Нервная и гуморальная регуляция, рефлекс. 9 - 5.

Всасывание,  ворсинки, микроворсинки, аппетит, центр слюноотделения.

ПУ

§ 27, 28

31. Основы рационального питания. Нормы питания. Режим питания. Пищевые отравления и их предупреждение.

Паразиты человека. 8 – 10 – 13. Болезнетворные бактерии. 6 - 39.

Пищевые отравления, энергетическая ценность продуктов, расход энергии, нормы питания, рацион.

ПУ

§ 29

XI. Обмен веществ и энергии (3)

32. Обмен веществ как необходимое условие жизни. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Образование тепла в организме. Обмен органических веществ, воды и минеральных веществ. Регуляция обмена веществ.

Жизнедеятельность клетки. 7 – 3.

Пластический и энергетический обмен, аминокислоты, водный баланс. Регуляция обмена веществ.

ПУ

§ 30

33. Витамины, их роль в обмене веществ. Водо- и жирорастворимые витамины. Витамины А, В, С, Д. Недостаток витаминов в пище.

Человек – часть природы. 6 – 27.

Авитаминоз, гипервитаминоз, водо- и жирорастворимые витамины. Родопсин, цинга, рахит.

ПУ

§ 31

34. Обобщающий урок по теме: «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии»

ТК «Пищеварение. Обмен веществ»

§ 26 - 31

XII. Выделительная система (2)

Учащиеся должны знать: функции почек в организме, строение почки; причины заболеваний мочевыделительной системы.

Учащиеся должны уметь: обосновывать правила гигиены мочевыделительной системы; объяснять механизм образования первичной и вторичной мочи.

35. Мочевыделительная система. Строение и функции почек.

Органы выделения животных. 8 – 9, 10, 12, 14, 17, 19, 22, 25, 31, 36, 39, 47.

Почки, нефрон, образование первичной и вторичной мочи, реабсорбция.

ПУ

§ 32

36. Регуляция деятельности почек. Мочевыделение. Значение выделения продуктов обмена веществ в поддержании гомеостаза внутренней среды. Гигиена почек.

Нейрогуморальная регуляция. 9 – 5, 6.

Способы профилактики заболеваний органов мочевыделительной системы.

ПУ

§ 32

XIII. Покровная система. Кожа (2)

Учащиеся должны знать: функции кожи; слои кожи; железы кожи; роль рецепторов и кровеносных сосудов; приёмы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, тепловом ударе.

Учащиеся должны уметь: описывать строение кожи; перечислять процессы, лежащие в основе терморегуляции, обосновывать правила гигиены кожи.

37. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.

Покровы млекопитающих 8 - 46

Эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка, железы кожи, рецепторы кожи, волосы

ПУ

§ 33

38. Гигиена кожи. Первая помощь при повреждениях кожи. Роль закаливания в укреплении здоровья человека. Закаливание воздухом и водой.

Потовые, сальные железы. Терморегуляция, тепловой и солнечный удары, ожоги, обморожения.

ТК «Выделение. Кожа»

§ 34, § 35

XIV. Индивидуальное развитие человека (4)

Учащиеся должны знать: органы женской и мужской половых систем; современные методы контрацепции; симптомы венерических заболеваний.

39. Понятие о репродукции и индивидуальном развитии человека. Репродуктивные органы человека.

Размножение и развитие млекопитающих. 8 - 47

Репродукция, репродуктивные органы, андрогены, эстрогены, яички, овуляция.

ПУ

§ 36

40. Оплодотворение. Беременность. Роды. Развитие ребёнка после рождения.  

Плацента, пуповина, беременность, роды.

ПУ

§ 36, 37

41. Половое созревание. Планирование семьи.

Менструация, поллюция, контрацепция

ПУ

§ 38

42. Факторы риска ЗППП. Профилактика вредных привычек. СПИД и его профилактика.

Гигиена нервной системы 9 – 11.

Трихомоноз, сифилис, гонорея, СПИД, наркотические и токсические вещества.

ПУ

§ 39, 40

XV. Сенсорные системы (4)

Учащиеся должны знать: состав анализатора; виды анализаторов; строение слухового и зрительного анализаторов; вспомогательная и оптическая системы глаза; методы коррекции зрения; строение и функции органа слуха; причины нарушения слуха.

Учащиеся должны уметь: устанавливать связь между строением и функцией органов слуха и зрения; составлять схемы анализаторов; описывать роль каждого анализатора; обосновывать правила гигиены слуха и зрения.

43. Значение сенсорных систем.  Зрительная сенсорная система

Органы зрения животных. 8 .

Анализатор, сенсорная система, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка, колбочки, палочки.

ТК ПУ

§ 41

44. Дальнозоркость, близорукость, коррекция зрения. Гигиена зрения, первая помощь при повреждении глаз.

Дальнозоркость, близорукость, косоглазие, коньюктивит.

ПУ

§ 42

45. Слуховая сенсорная система, строение и функции. Вестибулярный аппарат.

Органы слуха животных 8.

Волосковые клетки, полукружные каналы, преддверие, улитка, отолитовая мембрана.

ПУ

§ 43

46. Сенсорные системы вкуса и обоняния. Обобщение знаний по темам «Репродук. система», «Сенсорные системы»

Нейрогуморальная регуляция. 9 – 5, 6.

Вкусовые почки, обонятельные рецепторы.

ТК

§ 36 - 44

47. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

ПК

12. Поведение и психика (3)

Учащиеся должны знать: механизм образования условных рефлексов; роль мозга, как материальной основы ВНД; значение слова; правила гигиены ВНД.

Учащиеся должны уметь: сравнивать условные и безусловные рефлексы; рисовать дуги условных рефлексов; приводить примеры рефлексов; давать определения мышления и памяти.

48. Понятие о психике. Рефлекторный характер психики

Нервная система. 9 – 7, 9, 11.

Поведение, доминанта, психика, безусловные и условные рефлексы, торможение.

ПУ

§ 45

49. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна.

Медленный и быстрый сон, сновидения.

ПУ

§ 46

50. Деятельность мозга и психические функции.

Сознание, ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь.

ПУ

§ 47

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Материалы по педагогической практике
Размер файла:
137 Kb
Скачали:
0