КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БИОЛОГИЯ, 9 КЛАСС, 2007 г (базовый, 12)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО УРОКАМ |
ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ |
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ |
КОНТРОЛЬ |
ДОМ ЗАД. |
|||
I. Введение Место человека в природе (1) |
Учащиеся должны знать: что изучает анатомия, физиология, гигиена; систематическое положение человека разумного; видовые признаки человека разумного; методы анатомии, физиологии. Учащиеся должны уметь: приводить примеры единства строения и функций органа; приводить доказательства происхождения человека от животных. |
||||||
1. Место человека в природе |
Классификация животных 8 – 2 |
Анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология, рудимент, атавизмы |
ПУ |
§ 1,2 |
|||
II. Общий обзор организма человека (3) |
Учащиеся должны знать: особенности строения животной клетки, основные и специфические свойства клеток; функции структурных элементов клеток; железы внутренней секреции. Учащиеся должны уметь: давать определения обмена веществ; отличать животную клетку от растительной и обосновывать свой ответ; схематично изображать изменение числа хромосом при митозе; сравнивать нервную и гуморальную регуляцию функций. |
||||||
2.Строение клетки. |
Клетка растений 7 – 3,5 |
Клетка, мембрана, ядро, цитоплазма, хромосомы, митохондрии, центриоли, рибосомы, |
ПУ |
§ 3 |
|||
3. Свойства клетки. Внутренняя среда организма. |
Жизнедеятельность клетки растений 7 – 3,5 |
Обмен веществ, раздражимость, возбудимость, внутренняя среда организма, митоз, амитоз, гомеостаз. |
ПУ |
||||
4. Ткани, органы, системы органов. Организм – единое целое. |
Ткань, виды тканей: эпителиальная, мышечная (виды), соединительная (виды), нервная. Системы органов, аппараты органов, организм. |
ДЕМ. Типы тканей. |
§ 4 |
||||
III. Регуляция функций в организме (1) |
Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: сравнивать нервную и гуморальную регуляцию функций. |
||||||
5. Понятие о регуляции. Принципы регуляция. |
Гуморальная регуляция. Нервная и нейрогуморальная регуляция. Саморегуляция. |
ПУ |
§ 5 |
||||
IV. Эндокринная система (2) |
Учащиеся должны знать: железы внутренней секреции и их гормоны. Учащиеся должны уметь: |
||||||
6. Железы внутренней секреции |
Эндокринные железы, гормоны, гипофиз, щитовидная, поджелудочная, надпочечники. |
ПУ |
§ 6 |
||||
7. Обобщающий урок по темам «Общий обзор организма человека», «Регуляция функций в организме» |
ПУ |
§ 1 - 6 |
|||||
V. Нервная система (5) |
Учащиеся должны знать: отделы нервной системы, определения основных терминов; строение и функции спинного мозга; отделы головного мозга и их функции; значение вегетативной нервной системы. Учащиеся должны уметь: описывать строение головного и спинного мозга; объяснять влияние наркогенных веществ на организм. |
||||||
8. Роль нервной системы в деятельности организма. Строение и принцип работы нервной системы. |
Нервная система, рефлекс. 8 -6,32. |
Нервное волокно, рефлекс, рефлекторная дуга. |
ТК § 1 - 6 |
§ 7 |
|||
9. Строение спинного мозга и его функции. |
Нервная система млекопитающих. 8 – 47. |
Спинной мозг, рога спинного мозга. Спинно-мозговые нервы. |
ПУ |
§ 8 |
|||
10. Строение и функции продолговатого мозга, моста, мозжечка и промежуточного мозга. |
Нервная система, эволюция головного мозга. 8 – 47. |
Отделы головного мозга: промежуточный, гипоталамус, средний, мост, мозжечок, продолговатый. |
ПУ |
§ 8, 9 |
|||
11. Особенности организации коры больших полушарий. Значение коры больших полушарий. |
Нервная система, поведение животных. 8 – 49, с.209. |
Кора головного мозга; доли коры головного мозга; сенсорные зоны коры полушарий; блуждающий нерв. |
ПУ |
§ 10 |
|||
12. Общий план строения автономной нервной системы. |
Автономная нервная система, симпатический, парасимпатический отдел. |
ПУ |
§ 7 - 11 |
||||
VI. Опорно-двигательная система (3 +1) |
Учащиеся должны знать: пассивные и активные части скелета; отделы скелета и составляющие их кости; форму костей, рост костей в длину и толщину; строение компактного и губчатого вещества; причины возникновения плоскостопия и искривления позвоночника; строения скелетной мышцы. Учащиеся должны уметь: объяснять причины прочности и лёгкости костей; описывать особенности строения скелета человека; |
||||||
13. Опорно-двигательная система, её активные и пассивные части. Костная система. Виды костей. Соединение костей. |
Эволюция скелета позвоночных. 8 - 29, 30, 35, 38, 41, 46. |
Костная ткань; губчатое и компактное вещество; трубчатые, губчатые, плоские кости и смешанные кости, надкостница. Неподвижное, полуподвижное, подвижное соединение костей. Швы, суставы. |
ТК § 7 - 11 |
§ 12 |
|||
14.Отделы скелета человека. Первая помощь при вывихах и переломах. |
Эволюция скелета позвоночных. |
Мозговой и лицевой отделы черепа; позвоночный столб; грудная клетка; пояса конечностей; верхние и нижние конечности; таз; вывих, переломы открытые и закрытые. |
ПУ |
§ 13 |
|||
15. Мышечная система. Функции и строение мышц. Значение двигательной активности для сохранения здоровье |
Формирование, торможение рефлексов. 9 - 7. |
Статическая и динамическая работа, утомление мышц, активный и пассивный отдых. |
ПУ |
§ 14, 15 |
|||
16. |
ТК |
||||||
VII. Внутренняя среда организма. Кровь. (3) |
Учащиеся должны знать: функции крови; состав крови; особенности форменных элементов, их строения и функций; группы крови; формы иммунитета; Учащиеся должны уметь: объяснять газовую функцию крови; приводить примеры использования в медицине сыворотки и плазмы; сравнивать виды иммунитета; |
||||||
17. Кровь как компонент внутренней среды организма, её функции. Плазма крови. Характеристика эритроцитов. Гемоглобин, его функции. |
Клетки крови лягушки. 6 – 4. |
Внутренняя среда организма. Эритроциты, гемоглобин, группы крови, резус-фактор, донор, реципиент. .физиологический раствор. Плазма, фибриноген, сыворотка крови. |
Л.р. № 1. «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» |
§ 16 |
|||
18. Тромбоциты. Свёртывание крови. Лейкоциты, фагоцитоз. |
Тромбоциты, тромб, фибрин, тромбин, лейкоциты, фагоцитоз. |
ПУ |
|||||
19. Иммунная система. Виды иммунитета. Аллергия (аллергены). |
Иммунитет, инфекционные заболевания, воспалительный процесс, антитела, антиген, сыворотка, аллергия |
ПУ |
§ 18 |
||||
VIII. Сердечно-сосудистая система (4) |
Учащиеся должны знать: строение сердца; основные сосуды и причины движения крови по сосудам. Учащиеся должны уметь: приводить схему движения крови по сосудам; обосновывать автоматию сердца; посчитывать пульс; показывать особенности строения кровеносных сосудов в связи с выполняемыми функциями; различать виды кровотечений и уметь оказывать первую помощь; обосновывать меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. |
||||||
20. Строение сердца. Сердечный цикл. Показатели, характеризующие деятельность сердца. Регуляция работы сердца. |
Строение сердца млекопитающих 8 – 47. |
Предсердие, желудочек, створчатые клапаны, полулунные клапаны. Сердечный цикл, систола, диастола, автоматия. |
ПУ |
§ 19 |
|||
21. Строение и функции кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения. Лимфатическая система: строение, функции. Образование лимфы. |
Кровеносная система млекопитающих. 8 – 47. |
Артерии, капилляры, вены. Лимфатическая система. Лимфатические узлы. |
ПУ |
§ 20 |
|||
22. Движение крови и лимфы по сосудам. Пульс. Кровяное давление. |
Пульс, систолическое и диастолическое давление, сосудодвигательный центр. |
ПР. Измерение давления Измерения пульса |
§ 21 |
||||
24. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях ТК. |
Внешнее, внутреннее кровотечение, артериальное, венозное, носовое кровотечение. |
ДЕМ. Оказание перв. помощи при кровотечениях |
§ 22 |
||||
IX. Дыхательная система(2 + 1). |
Учащиеся должны знать: значение дыхания; строение органов дыхания; голосовой аппарат; механизм дыхательных движений; меры профилактики респираторных заболеваний. Учащиеся должны уметь: объяснять связь между органами дыхания и кровеносной системой; объяснять вредное влияние курения на дыхательную систему. |
||||||
25. Значение дыхания, его основные этапы. Строение и функции дыхательных путей. Строение лёгких. Речевой аппарат. Частота и глубина дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. |
Дыхательная система млекопитающих. 8 – 47. |
Воздухоносные пути, гортань, голосовая щель, голосовые связки, носовая полость, альвеолы, ЖЕЛ. |
ПУ |
§ 23, 24 |
|||
26. Газообмен в лёгких. Газообмен в тканях. Дыхательный центр. Гуморальная регуляция дыхания. Гигиена дыхания: вредное влияние курения на дыхательную систему. Воздушно-капельные инфекции. |
Дыхательный центр, носовое дыхание, воздушно-капельные инфекции, флюорография, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. |
ПР. Освоение приёмов искусственного дыхания, Непрямой массаж сердца. |
§ 32 |
||||
27. Контрольная работа № 1 |
ПК |
||||||
X. Пищеварительная система. (4) |
Учащиеся должны знать: отделы пищеварительной системы, строение ротовой полости, пищеварение в ротовой полости; строение желудка. Пищеварение в желудке; строение кишечника, пищеварение и всасывание в кишечнике; роль печени в пищеварении; источники витаминов. Учащиеся должны уметь: различать понятия питательные вещества и пищевые продукты; объяснять особенности строения отделов пищеварительной системы в связи с выполняемыми функциями; рисовать дугу пищеварительных рефлексов; прослеживать изменение питательных веществ в кишечном тракте; обосновывать правила гигиены питания; предотвращать пищевые отравления. |
||||||
28. Значение питания. Пищеварительные ферменты, их значение и свойства. Строение пищеварительной системы. |
Отделы пищеварительной системы, дифференциация зубов млекопитающих. 8 – 47. |
Пищеварение, ферменты, гидролиз, кариес. |
ПУ |
§ 26 |
|||
29. Пищеварительные процессы в полости рта. Глотание. Пищеварение в желудке и кишечнике. Роль желез в пищеварении. |
Полостное пищеварение. Слепая кишка |
Пищеварительные железы, язык, зубы, слюнные железы, амилаза, мальтаза, химус, пепсин, мембранное пищеварение. |
Л.Р. «Створаживание молока желудочным соком» |
§ 27 |
|||
30. Всасывание. Нейрогуморальная регуляция пищеварительных процессов. |
Осмос, диффузия Ф -9. Нервная и гуморальная регуляция, рефлекс. 9 - 5. |
Всасывание, ворсинки, микроворсинки, аппетит, центр слюноотделения. |
ПУ |
§ 27, 28 |
|||
31. Основы рационального питания. Нормы питания. Режим питания. Пищевые отравления и их предупреждение. |
Паразиты человека. 8 – 10 – 13. Болезнетворные бактерии. 6 - 39. |
Пищевые отравления, энергетическая ценность продуктов, расход энергии, нормы питания, рацион. |
ПУ |
§ 29 |
|||
XI. Обмен веществ и энергии (3) |
|||||||
32. Обмен веществ как необходимое условие жизни. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Образование тепла в организме. Обмен органических веществ, воды и минеральных веществ. Регуляция обмена веществ. |
Жизнедеятельность клетки. 7 – 3. |
Пластический и энергетический обмен, аминокислоты, водный баланс. Регуляция обмена веществ. |
ПУ |
§ 30 |
|||
33. Витамины, их роль в обмене веществ. Водо- и жирорастворимые витамины. Витамины А, В, С, Д. Недостаток витаминов в пище. |
Человек – часть природы. 6 – 27. |
Авитаминоз, гипервитаминоз, водо- и жирорастворимые витамины. Родопсин, цинга, рахит. |
ПУ |
§ 31 |
|||
34. Обобщающий урок по теме: «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии» |
ТК «Пищеварение. Обмен веществ» |
§ 26 - 31 |
|||||
XII. Выделительная система (2) |
Учащиеся должны знать: функции почек в организме, строение почки; причины заболеваний мочевыделительной системы. Учащиеся должны уметь: обосновывать правила гигиены мочевыделительной системы; объяснять механизм образования первичной и вторичной мочи. |
||||||
35. Мочевыделительная система. Строение и функции почек. |
Органы выделения животных. 8 – 9, 10, 12, 14, 17, 19, 22, 25, 31, 36, 39, 47. |
Почки, нефрон, образование первичной и вторичной мочи, реабсорбция. |
ПУ |
§ 32 |
|||
36. Регуляция деятельности почек. Мочевыделение. Значение выделения продуктов обмена веществ в поддержании гомеостаза внутренней среды. Гигиена почек. |
Нейрогуморальная регуляция. 9 – 5, 6. |
Способы профилактики заболеваний органов мочевыделительной системы. |
ПУ |
§ 32 |
|||
XIII. Покровная система. Кожа (2) |
Учащиеся должны знать: функции кожи; слои кожи; железы кожи; роль рецепторов и кровеносных сосудов; приёмы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, тепловом ударе. Учащиеся должны уметь: описывать строение кожи; перечислять процессы, лежащие в основе терморегуляции, обосновывать правила гигиены кожи. |
||||||
37. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. |
Покровы млекопитающих 8 - 46 |
Эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка, железы кожи, рецепторы кожи, волосы |
ПУ |
§ 33 |
|||
38. Гигиена кожи. Первая помощь при повреждениях кожи. Роль закаливания в укреплении здоровья человека. Закаливание воздухом и водой. |
Потовые, сальные железы. Терморегуляция, тепловой и солнечный удары, ожоги, обморожения. |
ТК «Выделение. Кожа» |
§ 34, § 35 |
||||
XIV. Индивидуальное развитие человека (4) |
Учащиеся должны знать: органы женской и мужской половых систем; современные методы контрацепции; симптомы венерических заболеваний. |
||||||
39. Понятие о репродукции и индивидуальном развитии человека. Репродуктивные органы человека. |
Размножение и развитие млекопитающих. 8 - 47 |
Репродукция, репродуктивные органы, андрогены, эстрогены, яички, овуляция. |
ПУ |
§ 36 |
|||
40. Оплодотворение. Беременность. Роды. Развитие ребёнка после рождения. |
Плацента, пуповина, беременность, роды. |
ПУ |
§ 36, 37 |
||||
41. Половое созревание. Планирование семьи. |
Менструация, поллюция, контрацепция |
ПУ |
§ 38 |
||||
42. Факторы риска ЗППП. Профилактика вредных привычек. СПИД и его профилактика. |
Гигиена нервной системы 9 – 11. |
Трихомоноз, сифилис, гонорея, СПИД, наркотические и токсические вещества. |
ПУ |
§ 39, 40 |
|||
XV. Сенсорные системы (4) |
Учащиеся должны знать: состав анализатора; виды анализаторов; строение слухового и зрительного анализаторов; вспомогательная и оптическая системы глаза; методы коррекции зрения; строение и функции органа слуха; причины нарушения слуха. Учащиеся должны уметь: устанавливать связь между строением и функцией органов слуха и зрения; составлять схемы анализаторов; описывать роль каждого анализатора; обосновывать правила гигиены слуха и зрения. |
||||||
43. Значение сенсорных систем. Зрительная сенсорная система |
Органы зрения животных. 8 . |
Анализатор, сенсорная система, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка, колбочки, палочки. |
ТК ПУ |
§ 41 |
|||
44. Дальнозоркость, близорукость, коррекция зрения. Гигиена зрения, первая помощь при повреждении глаз. |
Дальнозоркость, близорукость, косоглазие, коньюктивит. |
ПУ |
§ 42 |
||||
45. Слуховая сенсорная система, строение и функции. Вестибулярный аппарат. |
Органы слуха животных 8. |
Волосковые клетки, полукружные каналы, преддверие, улитка, отолитовая мембрана. |
ПУ |
§ 43 |
|||
46. Сенсорные системы вкуса и обоняния. Обобщение знаний по темам «Репродук. система», «Сенсорные системы» |
Нейрогуморальная регуляция. 9 – 5, 6. |
Вкусовые почки, обонятельные рецепторы. |
ТК |
§ 36 - 44 |
|||
47. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 |
ПК |
||||||
12. Поведение и психика (3) |
Учащиеся должны знать: механизм образования условных рефлексов; роль мозга, как материальной основы ВНД; значение слова; правила гигиены ВНД. Учащиеся должны уметь: сравнивать условные и безусловные рефлексы; рисовать дуги условных рефлексов; приводить примеры рефлексов; давать определения мышления и памяти. |
||||||
48. Понятие о психике. Рефлекторный характер психики |
Нервная система. 9 – 7, 9, 11. |
Поведение, доминанта, психика, безусловные и условные рефлексы, торможение. |
ПУ |
§ 45 |
|||
49. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. |
Медленный и быстрый сон, сновидения. |
ПУ |
§ 46 |
||||
50. Деятельность мозга и психические функции. |
Сознание, ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь. |
ПУ |
§ 47 |
||||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.